ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 14

Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчёте, что Пасха – 25 марта). Как и в других традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги византийских Соборов (например, после Воплощения (Благовещения) – праздник в честь архангела Гавриила). К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сентября), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 января), Умножение (букв. – Благословение) хлебов (т.е. чудо насыщения пяти тыс. чел.) – 28 Тэрра/24 января, – праздник Симеона (Сретение; 8 Йаккатита/2 февраля), Обретение Креста (св. Еленой и императором Ираклием; 10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют ещё три воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста. В эфиопском церковном годе помимо трёх больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от трёх месяцев до одного дня), названные по великим праздникам или по антифонам, которые поются в это время: Иоанна Предтечи (1–8 Маскарама/29 августа – 7 сентября), Захарии (8 Маскарама/7 сентября), Плодов (9–15 Маскарама/8–14 сентября), Обновления (букв. – Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сентября), Креста (17–25 Маскарама/16–22 сентября), Цветов (26 Маскарама – 5 Хэдара/23 сентября – 1 ноября), первого Наставления (Астамхеро; 6 Хэдара – 13 Тахсаса/2 нояборя – 9 декабря). Этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал девять воскресных дней, семь из которых имели те же посвящения, что и недели Великого поста. В современных книгах период длится пять недель, не имеющих особых названий, Предвозвещения–Схождения–Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста). Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (которое иначе называется Наставление или по антифону – «Который сошёл») и продолжается сорок дней. Первая седмица (изначально – подготовительная) называется пост Ираклия (или Моисей), а следующие за ней – по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, которая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует несколько постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Святое Семейство во время бегства в Египет; пост продолжается сорок дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 ноября), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара – 12 ноября по 28 Тахсаса – 24 декабря), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда второй подготовительной к Великому посту седмицы, за десять недель до Пасхи), пост апостолов (с понедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла – в эфиопском Синаксаре – 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сентября), – пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1–16 Нахасе/25 июля – 9 августа).

 



 
PR-CY.ru