ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 15

Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв. – Заклинания) в течение года: первая среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, первая пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, первая среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница третьей седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане – 21 июня). В XV в. императором Зара Якобом были определены 32 (в настоящее время 33) Богородичных праздника, среди которых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы, – Введение во храм (3 Тахсаса/29 ноября), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 января; этот праздник включает также темы Её Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апреля), Зачатие праведной Анной (7 Нахасе/1 августа), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 августа); праздники в честь Её имён (например, Завета благодати (милосердия) – 16 Йаккатита/11 февраля); праздники воспоминания явлений и чудес по Её заступничеству (например, явление Ильдефонсу Толедскому – 22 Тахсаса/18 декабря); праздники памяти освящения храмов во имя Пресвятой Богородицы (например, всех храмов во Святой земле – 20 Сане/15 июня). В эфиопском календаре отмечено множество памятей святых, среди которых – ветхозаветные патриархи, цари и пророки, апостолы и евангелисты, эфиопские цари, монахи и св. жёны, архангелы. Из общехристианских святых особо почитаются великомученик Георгий, святитель Фрументий, просветитель Эфиопии, мученики Кирик и Иулитта и др. Из коптской традиции заимствованы праздники в честь мириад ангелов, четырёх животных и небесных священников (видимо, 24 старцев Апокалипсиса), воспоминание смерти Адама и Евы и др. Особенностью эфиопского церковного года является ежемесячное (в определённый день) совершение 18 особенно популярных праздников в честь Господа, Божьей Матери и святых (например, Пресвятая Троица, Крест, Спаситель мира, Рождество Божьей Матери, Завет благодати, архангел Гавриил, великомученик Георгий и др.). Классическая схема церковного года в римском обряде – деление его на три большие части: богослужение времени (или периодов), которое включает круг Рождественских праздников: периоды Адвента и Рождества Христова и круг пасхальных праздников – предпасхальный пост, Священное триденствие (Великие четверг, пятница и суббота), праздник Пасхи и пасхальное время (Пятидесятница); рядовые недели в течение года (33–34 воскресенья вне двух кругов); памяти святых (Sanctorale). Литургическим началом церковного года является первое воскресенье Адвента (в древности 1 марта или 25 декабря). В Средние века было принято вести счёт недель от великих праздников – Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, а также считать воскресенья Адвента и Великого поста. В ряде ранних памятников точками отсчёта выступают также октава апостолов Петра и Павла, память св. Лаврентия (10 августа) и архангела Михаила (29 сентября), Пурификация (Очищение; аналог византийского праздника Сретения) и Успение Девы Марии. Важным нововведением второго Ватиканского собора, по инициативе которого церковный год был значительно изменён, явилось установление трёхлетнего цикла библейских чтений.

 



 
PR-CY.ru