ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 17

Содержание недель поста менялось на протяжении истории. Первоначально они были посвящены отдельным этапам оглашения, затем – воспоминанию историй ветхозаветных патриархов и пророков. Ряд недель Великого поста в Средние века было принято называть по первым словам антифонов (например, четвёртое воскресенье – Laetare). Сейчас в первое и второе воскресенья Великого поста вспоминаются Искушение и Преображение Господне. Значение следующих недель зависит от одного из трёх годовых циклов чтений (оно может быть крещальным, христологическим или покаянным). В VI–VIII вв. в римском церковном годе появляются приготовительные к Великому посту недели – Семидесятница (Septuagesima), Шестидесятница (Sexagesima) и Пятидесятница (Quinquagesima), а также октавы Пасхи и Пятидесятницы и 22–27 воскресений после Пятидесятницы (post Pentecosten); после Тридентского Собора их всегда было 24. В настоящее время эти элементы церковного года частично отменены. Особенностью римской традиции являются посты четырёх времён года (Quattuor tempora). По одной из версий, они установлены папой Сирицием (384–399 гг.) в связи со спорами о посте (теория Х. Ханини), по другой – возникли в III–IV вв. как замена языческих обычаев отмечать дни начала жатвы (июнь–август), сбора винограда (сентябрь), сева озимых (декабрь; теория Ж. Морена). В VI в. к трём сезонам прибавилась ещё весна, а в XI в. дни поста были закреплены за конкретными датами – первой неделей Великого поста, октавой Пятидесятницы, неделей после Крестовоздвижения (14 сентября), неделей после памяти св. Лукии (13 декабря). В отличие от церковного года Восточных церквей римский церковный год постоянно претерпевал изменения за счёт введения большого числа новых праздников. Часть их заимствована из византийской традиции (например, Преображение Господне, Успение, Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение (или Очищение) Девы Марии), остальные являются оригинальными, внесёнными в церковный год, как правило, для подкрепления одного из догматов (например, Тела Христова, Сердца Иисусова, Царя Христа, Непорочного зачатия, Розария, семь скорбей Девы Марии); в отличие от византийской традиции праздник в честь Пресвятой Троицы не совпадает с Пятидесятницей и отмечается в следующее за ней воскресенье. Наиболее значительные изменения на протяжении веков претерпел Санкторал (праздники в честь святых). Если в календаре 354 г. фигурировало всего 22 памяти святых, то к 1950 г. их было уже 262, не считая местночтимых святых и Богородичных праздников, так что празднования в честь святых стали вытеснять службы рядовых воскресений. В 1969 г. число общецерковных памятей было резко сокращено (исключено более 100 святых). В настоящее время римский календарь содержит четыре торжества в честь святых (Иосифа Обручника, Рождества Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Всех святых; в России к ним прибавляется ещё память апостола Андрея), 23 праздника, 63 обязательных и 95 необязательных памятей святых (последнее число колеблется за счёт местночтимых святых). При этом многие памяти древних святых получили более низкий статус или перестали быть общеобязательными.

 



 
PR-CY.ru