ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 8

При этом обвиняемому достаточно совершить жертвоприношение римским богам. Что касается поклонения изображению императора и произнесения проклятия Христу, то эти действия, предпринятые Плинием, император обошёл молчанием. В результате появления такого рескрипта христиане, с одной стороны, могли быть наказаны как преступники, являясь адептами недозволенной религии, с другой – в силу относительной безобидности, поскольку христианство не считалось таким же тяжким преступлением, как воровство или разбой, на которые, в первую очередь, должна была обращать внимание местная римская власть, христиан не следовало разыскивать, а в случае отказа от веры надлежало отпускать на свободу. Рескрипт императора Траяна Плинию как ответ императора его чиновнику по частному вопросу не имел обязательной силы закона для всей Римской империи, но стал прецедентом. Со временем могли появиться аналогичные частные рескрипты и для других провинций. Возможно, что в результате публикации Плинием Младшим своей переписки с императором этот документ получил известность и стал юридической нормой отношения римской власти к христианам. В результате положение христиан в империи становится более ясным. «История указывает отдельные частные случаи, в которых действие рескрипта продолжалось до времён Диоклетиана, несмотря на то что в гонение Деция уже само правительство брало на себя инициативу в деле преследования христиан» (Болотов В.В. Собрание трудов. Т. 3). Помимо безымянных христиан в провинциях Вифиния и Понт, где действовал Плиний, при Траяне мученически скончался в возрасте 120 лет Симеон, сын Клеопы, родственник Христа и епископ Иерусалимский (память 27 апреля; по сведениям Игисиппа). Традиционная дата его смерти – 106/107 г. (существует и другая датировка – около 100 г.). Согласно некоторым источникам позднего происхождения (не ранее IV в.), в это же время был сослан на п-ов Крым и мученически скончался там третий после Лина и Анаклета папа Римский Климент. Евсевий Кесарийский сообщает о его смерти в третий год правления Траяна (около 100 г.). Известно также о мученичестве Евстафия Плакиды и его семьи в Риме около 118 г. (память 20 сентября). Центральной фигурой гонения при императоре Траяне считается Антиохийский епископ, один из мужей апостольских, священномученик Игнатий Богоносец (I–начало II в.). Однако акты его мученичества, существующие в двух редакциях, малодостоверны. Сохранилось также свидетельство самого Игнатия – семь его посланий, адресованных священномученику Поликарпу Смирнскому (около 70 – 156 гг.), ученику апостола Иоанна, малоазийским общинам и римским христианам, которые были написаны им во время долгого пути под охраной из Антиохии (в сопровождении сподвижников Зосимы и Руфа) вдоль побережья Малой Азии и через Македонию (по дороге, получившей в Средние века в его честь наименование Via Egnatia) в Рим, где апостольского мужа бросили на съедение зверям в цирке по случаю празднования победы императора Траяна над даками. Во время вынужденного путешествия Игнатий пользовался относительной свободой. Он повидался с Поликарпом, его встречали депутации многих малоазийских церквей, которые желали выразить почтение Антиохийскому епископу и любовь к нему. Игнатий в ответ поддерживал христиан в вере, предостерегал об опасности недавно появившегося докетизма (утверждавшего, что истинного спасения нет, а есть лишь кажущееся), просил их молитв, чтобы, став поистине «чистым хлебом Христовым», удостоиться ему стать пищей зверей и достигнуть Бога (Евсевий Кесарийский в «Хронике» относит это событие к 107 г., а В.В. Болотов датирует его 115 г., связывая с парфянской кампанией императора). Гонение при Траяне испытали и христиане Македонии. Отголосок преследований христиан, происходивших в этой европейской провинции, содержится в послании Поликарпа Смирнского к христианам г. Филиппы с призывом к терпению, которое они «видели своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из вас» (хронология этого события неизвестна, скорее всего, оно произошло в то же время, что и мученичество Игнатия Богоносца). Преемник Траяна император Адриан (117–138 гг.) в 124–125 гг. говорил проконсулу провинции Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан.

 



 
PR-CY.ru