ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 6

Согласно другой теории, гонение являлось результатом применения меры принуждения (coercitio) магистратами высшего ранга (как правило, наместниками провинций) для поддержания общественного порядка, что включало право ареста и вынесения смертного приговора в отношении его нарушителей, за исключением римских граждан (Mommsen. 1907). Христиане не подчинялись приказаниям властей отречься от веры, что рассматривалось как нарушение общественного порядка и влекло за собой осуждение без приложения какого-либо специального закона. Однако во II в. высшие магистраты считали необходимым совещаться с императорами в отношении христиан. Кроме того, процедура их действий, описанная древнеримским политическим деятелем и адвокатом Плинием Младшим (около 61 – около 113 гг.) в письме императору Траяну (98–117 гг.) и неоднократно подтверждавшаяся последующими императорами, предполагает проведение мер судебного дознания (cognitio), а не вмешательство полицейской власти (coercitio). Таким образом, вопрос об исходной законодательной базе в римском праве относительно гонения остаётся открытым. Представление христиан о себе как об «истинном Израиле» и их отказ от исполнения еврейского церемониального закона приводили к конфликту с ортодоксальными иудеями. Христиане оказались в таком положении перед римскими властями, что не было никакой необходимости в общем эдикте против них, т.к. было принято, чтобы человек подчинялся какому-то существовавшему закону. Если он не подчинялся иудейскому закону, он должен был подчиняться закону собственного города. Если же отвергались оба этих закона, то он подозревался как враг богов, а, следовательно, и общества, в котором жил. При таких обстоятельствах обвинения перед властями со стороны личных врагов (в том числе и ортодоксальных иудеев) всегда были опасными для христианина. При императоре Домициане (81–96 гг.) гонение вспыхнуло в последние месяцы его правления. Оно было вызвано как политическими подозрениями мнительного императора, так и его стремлением возродить старинные культы. Но особую роль сыграл при этом культ императора (влияние этого фактора даёт почувствовать возникший в это время «Апокалипсис» Иоанна Богослова). Епископ Мелитон Сардский (ум. около 177 г.), один из «великих учёных» церкви того времени, и Тертуллиан называют его вторым «императором-гонителем». Оставивший по себе память как мрачный и подозрительный тиран, Домициан принимал меры к искоренению иудейских обычаев, широко распространившихся в Риме среди сенаторской аристократии в дни правления его отца Веспасиана (69–79 гг.) и брата Тита (79–81 гг.). В целях пополнения государственной казны Домициан проводил жёсткую финансовую политику, последовательно собирая с иудеев особую подать (fiscus judaicus) в размере дидрахмы, ранее взимавшуюся на Иерусалимский храм, а после его разрушения – в пользу Юпитера Капитолийского. Этим налогом облагались не только «те, кто открыто вели иудейский образ жизни», но и «те, кто скрывали своё происхождение», уклоняясь от его уплаты. К последним власти могли причислить и христиан, многие из которых, как было выяснено в ходе расследования, оказались неиудеями (Болотов В.В. Собрание трудов. Т. 3). Среди жертв подозрительного Домициана оказались и его близкие родственники, обвинённые в безбожии и соблюдении иудейских обычаев. Были казнены консул 91 г. Ацилий Глабрион и двоюродный брат императора консул 95 г. Тит Флавий Клемент, супруга которого (Флавия Домицилла) была отправлена в ссылку. Евсевий Кесарийский, а также зафиксированное в IV в. предание Римской церкви подтверждают, что Домицилла «вместе со многими» пострадала «за исповедание Христа». В отношении Флавия Климента нет достоверных данных, что он пострадал за веру. Это обстоятельство не позволяет исследователям (Болотов. Собрание трудов. Т. 3; Дюшен Л. История древней Церкви. М., 1912. Т. 1) называть его христианским мучеником, хотя очень рано предпринимались попытки отождествить его с третьим после апостола Петра Римским епископом Климентом I (88/90 – 97/99 гг.). На этот раз гонение затронуло провинции Римской империи. В «Откровении» («Апокалипсисе») апостола Иоанна Богослова сообщается о гонении на христиан со стороны властей, народа и иудеев (Откр. 13; 17). В городах Малой Азии Смирна и Пергам разыгрались кровавые сцены мучений верующих (Откр. 2:8–13). Среди пострадавших был епископ Пергама Антипа (память 11 апреля).

 



 
PR-CY.ru