ГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич - Страница 7

Эти праздничные мероприятия по масштабу были сопоставимы с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К торжествам приурочили закладку и открытие мечетей в Уфе, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. В связи с национальным подъёмом среди традиционно исповедующих ислам народов произошли изменения в системе органов управления исламскими организациями. В 1989 г. разделилось Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), что привело к возникновению духовных управлений мусульман северокавказских республик. В 1990 г. от Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) отделилось Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В 1985 г. в СССР была 91 зарегистрированная иудейская община, к 1990 г. их число выросло до 102. С конца 1980 гг. наряду с ортодоксальным талмудическим направлением в стране началось распространение реформистского и хасидского иудаизма. В январе 1990 г. съезд представителей иудейских общин СССР образовал Всесоюзный совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО), в который вошла 61 община. До «перестройки» в СССР действовало два зарегистрированных религиозных объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16. По мере того как религиозные организации обретали права, они начинали отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с государственной властью, что наиболее ярко выразилось в процессе разработки и принятия нового закона о свободе совести и религиозных организациях. По поручению Политбюро ЦК КПСС работа над законопроектом велась с начала 1988 г. в Совете по делам религий, в созданных им комиссиях и рабочих группах с участием представителей религиозных организаций. Однако в мае 1989 г. в результате аппаратной борьбы председатель Совета по делам религий К.М. Харчев был заменён Юрием Николаевичем Христорадновым, а подготовленный проект закона о свободе совести отклонён идеологической комиссией ЦК КПСС за излишние уступки религиозным организациям. Дальнейшая работа над законом проходила в Верховном Совете СССР. На его весенней сессии 1990 г. законопроект был рассмотрен и возвращён на доработку. Отказ депутатов принять представленный вариант закона был во многом обусловлен позицией религиозных организаций, прежде всего, Русской православной церковью. В работе парламентской комиссии над этим законопроектом активно участвовал Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий (Ридигер), избранный народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья. Состоявшийся после кончины Патриарха Пимена (3 мая 1990 г.) поместный Собор Русской православной церкви 6–10 июня 1990 г. был первым в послевоенный период Собором, который проходил без вмешательства Совета по делам религий. Власти не оказывали влияния на процесс выборов нового патриарха, которым был избран Ленинградский митрополит Алексий (Ридигер). Большое внимание на Соборе уделялось вопросам взаимоотношений церкви и государства, в частности, проекту закона о свободе совести. Законопроект предусматривал предоставление прав юридических лиц отдельным приходам, монастырям, духовным учебным заведениям, управлениям и центрам, но не церкви как единой, целостной религиозной организации.

 



 
PR-CY.ru