ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 27

Ряд рукописей с катенами надписан именем преподобного Андрея Кесарийского (ум. в 614 г.). Не сохранились толкования Диодора Тарсийского (ум. в 392 г.) и Феодора Мопсуестийского (ум. в 428 г.; сохранился спорный греческий пролог и фрагменты в латинском и сирийском переводах). Многие рукописи «Деяний апостолов» содержат различные прологи и предисловия: некоторые анонимные, другие взяты из гомилий Иоанна Златоуста на эту книгу. Наиболее известен пролог, изложение содержания и вспомогательный аппарат которого (нумерация глав, обширное описание жизни и деятельности апостола Павла, краткое сообщение о его мученической кончине, перечень ветхозаветных цитат и проч.) составлены в середине V в. неким Евфалием (Евагрием), вероятно, диаконом из Александрии или епископом г. Сулки. В настоящее время достоверность сведений о его жизни ставится под сомнение, поскольку пролог к «Деяниям апостолов» обнаружен в готском переводе, что позволяет передатировать время его составления второй половиной или концом IV в. Анализ пролога позволяет исследователям сделать вывод о знакомстве его автора с трудами Памфила или Феодора Мопсуестийского. На сирийском языке было написано толкование преподобного Ефрема Сирина (ум. около 373 г.), но оно сохранилось лишь в армянском переводе. Схолии Феодора бар Кони (VIII в.) известны в нескольких редакциях. Сохранились толкования Ишодада Мервского (IX в.) и Дионисия бар Салиби (ум. в 1171 г.). Комментарии к апостольским чтениям в течение литургического года собраны в «Ганнат Буссаме» (около VIII – IX вв.). Не сохранились толкования Бабая Великого (VII в.), Иова Катарского (VII в.), Авдишо бар Брихи (ум. в 1318 г.). Среди неопубликованных – анонимное толкование IX в., катены, надписанные именем антиохийского монаха Севира (IX в.), фрагменты толкования Моисея бар Кефы (ум. в 903 г.), толкование Бар Эвройо (ум. в 1286 г.). На арабском языке исследователям известна компиляция, сохранившаяся в рукописи XII–XIII вв., и толкование, переведённое с сирийского языка, автором которого является несторианин Бишр ибн ас-Сирри (около 867 г.). Из толкований на латинском языке написаны ответы Евхерия Лионского (ум. в 449 г.), популярная в Средние века поэма римского иподиакона Аратора (ум. после 550 г.), сочинения Кассиодора (ум. около 583 г.), Беды Достопочтенного (ум. в 735 г.). Не опубликованы анонимные компиляции из сочинений Григория Великого (ум. в 604 г.), толкования Рабана Мавра (ум. в 856 г.), Ремигия Осерского (ум. в 908 г.), глоссы Петра Ломбардского (ум. в 1160 г.), Петра Кантора (ум. в 1197 г.), Альберта Великого (ум. в 1280 г.) и др. С XII в. стандартным текстом для изучения «Деяний апостолов» стала «Glossa Ordinaria» Ансельма Ланского (ум. в 1117 г.). Последующие толкования также представлены, в основном, глоссами и постиллами (самое значительное – Николая Лиры; ум. в 1349 г.). Переходом к критическому толкованию «Деяний апостолов» исследователи считают примечания Эразма Роттердамского к изданию греческого и латинского текстов Нового Завете (1516 г.) и его «Парафразы Нового Завета» (1517–1524 гг.).

 



 
PR-CY.ru