ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 23

Кроме того, в «Деяниях апостолов» описывается практика «крещения домов», т.е. принятия таинства всеми членами семьи уверовавшего, включая детей и рабов (10:2, 24; 11:14; 16:14–15, 31–34; 18:8), что служит одним из оснований для православной практики крещения младенцев в последующие эпохи. О таинстве Евхаристии в «Деяниях апостолов» подробно не говорится. Скорее всего, это таинство дееписатель называет «преломлением хлеба» (Деян. 2:42, 46; 20:7; ср.: Лк. 24:35; 1 Кор. 10:12); спорным является вопрос о «преломлении хлеба» апостолом Павлом в Деян. 27:35, однако последовательность действий имеет сходство с тем, что совершил Господь на Тайной вечери (см., например: Лк. 22:19). Церковная иерархия в «Деяниях апостолов» представлена на стадии формирования. Помимо апостольского служения в качестве особого церковного чина упоминаются пророки (Деян. 11:27; 13:1; 15:32), пресвитеры (Деян. 11:30; 14:23; 15:2, 4, 6, 22, 23; 16:4; 20:17; 21:18) и семь диаконов (6:1–6; 21:8); впрочем, по толкованию св. отцов, диаконское служение, упоминаемое в «Деяниях апостолов», не следует полностью отождествлять с диаконским служением в церкви последующих веков (Правило 16 Трульского собора). «Епископы» как название прямо не упоминаются (ср.: Деян. 1:20; 20:28), что, однако, ещё не говорит об их отсутствии. Поскольку гонения на церковь только начались, наименование «мученик» ещё не получило распространения и употребляется в «Деяниях апостолов» в широком значении – «свидетель» (2:32; 10:41; 13:31; 22:20). В «Деяниях апостолов» говорится о возложении рук не только в таинстве Крещения и при поставлении на служение (6:6; 13:3; 14:23), но и для исцеления (19:12, 17; 28:8), хотя Елеосвящение не упоминается. Кроме того, приводятся некоторые сведения об общих молитвах христиан, как регулярных, так и совершаемых по случаю, обычно коленопреклонённо (1:14, 24; 2:42; 4:31; 6:4; 8:15; 12:5, 12; 13:3; 14:23; 20:36; 21:5), а также указания на определённые часы для совершения молитв – шестой и девятый (3:1; 10:9, 30). Упоминается практика соблюдения поста (13:3; 14:23). Вопрос об источниках «Деяний апостолов»  ставился в науке неоднократно, но до сих пор однозначного решения не имеет. Причина этого в том, что апостол Лука, следуя традициям античного исторического описания, не давал точных ссылок и тщательно обрабатывал текст для достижения единства языка и стиля, скрывая таким образом границы цитат. Об использовании свидетельств очевидцев говорится в Лк. 1:3. Для событий, описываемых в «Деяниях апостолов», одним из таких очевидцев помимо автора (вопрос о «мы-пассажах» требует отдельного рассмотрения) мог быть апостол Филипп (Деян. 21:8; ср.: 8:5–13; 26–40). Кроме того, исследователи традиционно обособляют материал, относящийся к апостолу Петру (3:1–10; 9:32–43; 10:1–11:18; 12:3–17), а также делают предположения о некоем «антиохийском источнике» (11:19–30; 13–14, возможно, 15). Автор «Деяний апостолов» явно опирался и на устное церковное предание, связанное с ближайшими учениками Христа, поскольку приводит слова Спасителя, которых нет в евангельской традиции (1:5; 11:16; 20:35). Помимо прямых цитат из Священного Писания (по Септуагинте) в тексте «Деяний апостолов» содержится масса аллюзий (например, в речи Стефана – 7:2–53).

 



 
PR-CY.ru