ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 26

Дееписатель использует точную терминологию для передачи названий римских должностей, описание первых лет жизни Иерусалимской церкви (прежде всего, царившего в ней единодушия и обобществления имущества; 2:42–47; 4:32–35; 5:12–16) после открытия и изучения жизни кумранитов более не может считаться идиллическим. К числу проблем, требующих экзегетических усилий, относятся хронологическая непоследовательность в речи Гамалиила (5:33–39), расхождения в трёх повествованиях об обращении апостола Павла (9; 22; 26), некоторые несоответствия в описании жизни и содержании проповеди апостола Павла в его Посланиях и в «Деяниях апостолов». Так, несколько отличаются оценка закона Моисеева (ср.: Рим. 7:5, 12, 14 и Деян. 15:10; но ср.: 1 Кор. 9:19–33 и Деян. 16:3; 18:18; 21:20–26; 24:14), решение вопроса об оправдании делами закона (ср.: Рим. 3:28 и Деян. 13:38–39; но ср.: Гал. 3:19–21), естественное богословие (ср.: Рим. 1:18–25 и Деян. 17:22–31), отношение к ветхозаветным праздникам (ср.: Гал. 4:10 и Деян. 20:16) и к обрезанию (ср.: Гал. 6:15 и Деян. 16:3). Хотя последовательность жизни апостола Павла излагается примерно одинаково в его Посланиях и в «Деяниях апостолов», хронология отдельных событий не всегда совпадает (наиболее сложный вопрос для согласования – какому из событий, описанных в «Деяниях апостолов», соответствует то, о чём идёт речь в Гал. 2). В Посланиях апостол Павел почти не говорит о чудесах, им совершённых, и, наоборот, подчёркивает свою немощь (2 Кор. 12:10; ср.: 2 Кор. 12:12). В Посланиях он называет себя плохим оратором (1 Кор. 2:4; 2 Кор. 10:10), тогда как в «Деяниях апостолов» произносит несколько великолепных с точки зрения ораторского искусства речей. От периода ранней церкви и эпохи Вселенских соборов толкования на греческом языке сохранились, в основном, во фрагментах. Их авторами были священномученик Дионисий Александрийский (ум. в 264/265 г.), Ориген (ум. в 254 г.), Аполлинарий Лаодикийский (ум. около 390 г.), Дидим Александрийский (ум. около 398 г.), Григорий Эльвирский (ум. около 392 г.; его сочинение долгое время приписывалось Оригену), Аммоний Александрийский (V или VI в.), преподобный Исихий Иерусалимский (ум. после 450 г.), Севир Антиохийский (ум. в 538 г.). Самое полное и лучше всех сохранившееся толкование – это 55 гомилий святителя Иоанна Златоуста (ум. в 407 г.), которые составлены около 400 г. (им также написано несколько гомилий на начало «Деяний апостолов»). Из крупных толкований также известны толкование, ошибочно приписанное Икумению (вероятно, VIII в.), и толкование блаженного Феофилакта Болгарского (ум. в 1125 г.). Из схолий и толкований на отдельные перикопы «Деяний апостолов» исследователи выделяют надписанные именами Феодора Ираклийского (ум. около 355 г.), Евсевия Эмесского (ум. около 359 г.), святителя Афанасия Александрийского (ум. в 373 г.), святителей Василия Великого (ум. в 379 г.), Григория Богослова (ум. около 390 г.), Епифания Саламинского (ум. в 403 г.), Кирилла Александрийского (ум. в 444 г.), преподобных Арсения Великого (ум. около 449 г.) и Исидора Пелусиота (ум. около 435 г.), Севериана Габальского (ум. после 408 г.), Феодора Анкирского (ум. в 446 г.), преподобного Максима Исповедника (ум. в 662 г.).

 



 
PR-CY.ru