ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 25

Последовательность повествования, заявленная в Лк. 1:3, подкрепляется в «Деяниях апостолов» повторным обращением к уже описанным событиям (Деян. 9:27; 11:4; 15:12–14; 22:1–21; 26:1–23). При этом, как и у античных историков, в «Деяниях апостолов» встречаются отступления от основного повествования, описания путешествий, пиров и застольных бесед, публичных выступлений, цитирование писем и т.д. По сути единственное, что отличает рассказ апостола Луки от сочинений греко-римских историков, – это то, что автор «Деяний апостолов» не выступает в качестве беспристрастного стороннего наблюдателя, стремящегося правдиво изложить известные ему факты и скрывающего свои взгляды (притом, что морализаторство является неотъемлемой частью античного историописания), а демонстрирует вполне сложившееся мировоззрение, определяющее его отношение к происходящим событиям и их участникам. Для апостола Луки повествование – это, прежде всего, исповедание веры. При этом в отличие от греко-римских историков фигура автора в повествовании практически отсутствует, прямая авторская речь не звучит (кроме посвящения Феофилу и повествований от первого лица). В центре внимания историка оказались люди и события, с точки зрения античных авторов не подходящие для написания истории, поскольку в греко-римском мире историей считались только политические события, описание жизни полководцев, политиков и правителей, войн и происшествий государственного масштаба. Всё остальное могло включаться в повествование только в виде экскурсов. Богословское осмысление истории, непрестанное указание на роль Бога и исполнение Его плана в истории роднят «Деяния апостолов» с ближневосточной историографией. Для евангелиста Луки история имеет, прежде всего, богословское значение, история в античном понимании является вспомогательным средством, богословским инструментом в преподнесении повествования; преимущественное значение для него имеет не история как таковая, а достоверность излагаемых событий. Даже если подходить к «Деяниям апостолов» со строгими критериями исторической достоверности, становится очевиден документальный реализм работы апостола Луки. В «Деяниях апостолов» упоминаются 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 человек названы по имени, детально описываются римские и еврейские институты власти, даются точные топографические и хронологические привязки событий и т.п. Так, описание путешествия апостола Павла из Троады в Милет (Деян. 20:13–15) содержит указание основных населённых пунктов на этом пути, хотя происшествий там не случалось. Такие точные описания пути встречаются неоднократно (13:4; 19:21–23; 20:36–38; проблемы выбора дороги – 20:2–3, 13–15; продолжительность путешествия – 20:6, 15). В главе 27 «Деяний апостолов», несмотря на обилие приёмов художественного повествования, содержится детальное описание морского путешествия с использованием специальной терминологии. Точность в описании административного устройства и институтов власти проявляется в том, что, например, Филиппы названы «колонией» (16:12), администрацию которой возглавляют преторы (16:20; в синодальном переводе – воеводы).

 



 
PR-CY.ru