ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 21

После Воскресения и Вознесения Бог соделал Его «Господом и Христом» (2:36) и «Начальником и Спасителем» (5:31), чтобы «дать Израилю покаяние и прощение». Превознесённое положение Христа выражается в том, что Он «изливает» Духа на апостолов (2:33). В дальнейшем повествовании такая тесная связь между действием Святого Духа и властью Спасителя чётко не выражена (только в 16:7 Дух называется «Иисусовым» (в синайском, александрийском, ватиканском кодексах и других древних рукописях); в Деян. 5:9 и 8:39 (в древних рукописях) – «Господним», что также может быть отнесено ко Христу; в остальных случаях – «Святым». Укоренённость богословского языка «Деяний апостолов» в ветхозаветной и межзаветной традициях проявляется в употреблении терминов «Слово», «сила» и «Имя», которые иногда обозначают действие Бога в мире, а иногда, по-видимому, относятся к Святому Духу. Неоднократно говорится о том, что «Слово Божие росло», «распространялось», «возрастало» (6:7; 12:24; 13:49; 19:20). Верующие – это те, кто принимают Слово (2:41; 8:14; 11:1; 17:11; ср.: Лк. 8:13). Даже язычники прославляют Слово Господне (Деян. 13:48). В греческом тексте Деян. 18:5 говорится о том, что апостол Павел был понуждаем Словом. «Имя Господне», «имя Иисуса» спасает (2:21; 4:10–12), оно призывается при крещении (2:38; 8:16; 10:48; 19:5), исцеляет и прощает грехи (3:6, 16; 4:10, 30; 16:18; 19:13; 22:16). Те, кто творят чудеса, обладают «силой» – апостол Пётр (4:7), первомученик Стефан (6:8), апостол Филипп (8:10). Иногда слово «сила» звучит как синоним «Духа» (Деян. 10:38; ср.: Лк. 1:35; 24:49), иногда является плодом действия Духа (Деян. 1:8). Иисусу Христу надлежит прийти на землю второй раз таким же образом, как Он восходил на небо (1:11). Возвращение Господа связывается с «восстановлением Царства», о времени которого апостолы спрашивают Воскресшего Христа в самом начале «Деяний апостолов» (1:6). Ответ Спасителя относит это событие и соответственно Его возвращение в неопределённое будущее. В период же «до времён совершения всего» Господь Иисус пребывает на небесах с Отцом, Который снова пошлёт Его во «времена отрады». «Деяния апостолов» – одна из основных книг Нового Завета, в которой раскрывается учение о Святом Духе. В Деян. 1–7 о Нём говорится 23 раза, прежде всего, в связи с исполнением пророчеств (1:5, 8; 2:4, 17–18; 4:31; 5:32). Святой Дух говорит в Писании и через пророков (1:16; 4:25). Те, кто не принимают Благую весть, противятся Святому Духу (7:51). Семь диаконов (и Стефан в их числе) исполнены Духа (6:3, 5, 10; 7:55). В Деян. 8–12 о Духе говорится 18 раз. Он нисходит и даёт возможность пророчествовать (8:15, 17, 18, 19; 9:31; 10:38, 44, 45, 47; 11:15, 16). Духа исполнены апостол Павел (9:17) и сотник Корнилий (11:24). Святой Дух говорит апостолу Филиппу (8:29) и восхищает его (8:39). Также говорит апостолу Петру (10:19; 11:12). Предрекает голод через пророка Агава (11:28). В Деян. 13–20 Святой Дух упоминается 15 раз. Он исполняет учеников (13:52), дом Корнилия (15:8), нисходит на крещённых Иоанновым крещением в Эфесе (19:2, 6), посылает апостолов с миссией (13:4), исполняет апостола Павла (13:9), помогает в принятии решений (15:28; 19:21; в «западном» тексте – 15:29; 19:1), разрушает планы (16:6, 7), связывает апостола Павла (20:22), говорит (13:2; 20:23), поставляет епископов (20:28), говорит через учеников и через Писание (21:4, 11; 28:25).

 



 
PR-CY.ru