БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 8

Об искусстве Большого дворца исследователям приходится судить по средневековым описаниям, а также по некоторым сохранившимся лицевым рукописям, создававшимся по заказу императоров или их приближённых и отразившим идеи и эстетические вкусы той или иной эпохи. Из описания Евсевия Памфила исследователям известно, что император Константин на потолке «самого большого» зала Большого дворца поместил мозаичное изображение креста. Такой же крест и поверженный дракон рядом с ним были изображены на мозаичной панели в вестибюле дворца. Источники эпохи ранней Византии (Прокопий Кесарийский, Иоанн Эдесский, «Пасхальная хроника» и др.) сообщают о великолепии дворца, о постройках тех или иных императоров. В «Хронографии» Феофана (начало IX в.) есть рассказ о том, как в 726 г. по приказу императора Льва III Исавра был уничтожен мозаичный образ Христа на воротах Халки, и это стало началом иконоборческой эпохи. Однако исследователям неизвестно, когда эта мозаика была создана, и даже достоверность рассказа Феофана ставится под сомнение современными исследователями. Ещё один рассказ о снятии образа с Халки относится к 814 г., к правлению императора Льва V. После возвращения к иконопочитанию в середине – второй половины IX в. в Большом дворце, как и по всей империи, реализуется обширная программа по украшению зданий в соответствии с новыми эстетическими принципами. После 843 г. была восстановлена мозаичная икона Спасителя на Халке. В начале 860 гг. был реализован проект перестройки дворцовой церкви Богородицы Фара, и её иконографическая программа наряду с новыми мозаиками собора Святой Софии стала одним из первых образцов классического стиля византийской храмовой декорации. В 866 г. был завершён комплекс мозаик в Хрисотриклине, где в главной апсиде на императорском троне был изображён Христос, а напротив Него Богоматерь и предстоящие Ей император Михаил III, патриарх Фотий и придворные чины. Кенургион, зал, примыкавший в Хрисотриклину, был украшен мозаичными изображениями императорских походов. Созданные в IX в. монументальные произведения, в основном, сохранялись до XIII в. – времени разрушения дворца. Сведения о дальнейшем развитии принципов придворного искусства дают исследователям рукописи конца IX – XII в. В этот период при дворе были созданы многие выдающиеся произведения книжного искусства. В них наиболее ярко отразилась общая тенденция развития византийского художественного стиля. Примерами придворного искусства византийского неоэллинизма являются «Парижские Гомилии» Григория Богослова (около 883 г.), свиток Книги Иисуса Навина (первая половина X в.), Парижская Псалтирь (X в.). Примерами эволюции византийского искусства конца X – XII в. могут служить Минологий императора Василия II (976–1025 гг.), Псалтирь императора Василия II с портретом заказчика на фронтисписе (около 1019 г.). К концу XI – XII в. миниатюры многих рукописей приобретают сходство с перегородчатой эмалью, где изображение совершенно лишено объёмности (Евангелие императора Иоанна II Комнина, 1122 г.), Гомилии Иакова Коккиновафа (середина XII в.).

 



 
PR-CY.ru