БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 5

В X–XII вв. такое же значение имела десница Иоанна Крестителя, помещённая императором Константином VII Багрянородным в дворцовом храме Богородицы Фара. В X в. многие важные события в жизни василевсов Македонской династии (коронацию, крещение порфирородных детей) стремились связать с празднованием Крещения Господня, и в связи с этим подчёркивалась роль Иоанна Крестителя как одного из главных участников евангельского события; коронуемый император символически воплощал крестившегося во Иордане Христа. Частью политической программы стала и архитектура Большого дворца. Насколько исследователи могут судить из немногочисленных описаний, в его первоначальном плане первенствующую роль играли не сами помещения, а площадь Августеон, устроенная императором Константином перед воротами Халка. Здесь были воздвигнуты два портика, украшенных статуями, служивших пропилеями Большого дворца, а также базилика синклита, базилика Святой Софии и статуя августы Елены, матери императора. Площадь Августеон и находившиеся рядом ипподром и Меса, главная улица Константинополя, стали местом торжественных появлений императора перед народом (триумфы, коронации, различные праздники). В ходе развития культуры императорского двора традиция всенародного чествования правителя претерпела некоторые изменения. В V в. коронации императоров (особенно императриц и соправителей) постепенно переносятся с военного поля (Евдом в окрестностях Константинополя) и городского ипподрома внутрь Большого дворца, и для этих целей строится новый зал, также названный Августеон. Исследователи полагают, что он имел форму базилики, на западной стороне которой по направлению к площади Августеон был сооружён ещё и портик – Золотая Рука. Как аналог пропилей на площади, портик стал местом торжественного появления императоров после коронации, но уже во внутреннем дворе Большого дворца и только перед придворными чинами. Важным компонентом этого ансамбля стала небольшая церковь архидиакона Стефана, пристроенная к Августеону и в дальнейшем использовавшаяся для коронаций и церемоний назначения высших государственных чиновников. Первыми правителями, которые достоверно были коронованы в церкви св. Стефана, были Ираклий и его жена Евдокия в 610 г., однако исследователи не сомневаются, что традиция коронования в храме установилась ещё в VI в. Во второй половине IX – X вв. свадебные обряды, а затем и коронации были перенесены в церковь Богородицы Фара. С 570 гг. центром официальной придворной жизни стал Хрисотриклин – тронный зал Большого дворца, построенный возле дворца Дафна по типу октагонального купольного храма (церковный престол был заменён императорским троном). Возведение такого здания для императоров означало определённый разрыв с традицией Римской империи, где для ритуально-политических целей использовались здания типа базилики. Хрисотриклин стал одним из богатейших зданий дворца и всего Константинополя, его интерьер был украшен мозаикой, в конхе апсиды над императорским троном помещалось изображение Христа на престоле. В зале находились изысканная мебель, в том числе пентапиргий, специальный резной «стенд» в виде пяти башен для императорских регалий и различных сосудов, служивших украшением, несколько столов для торжественных приёмов, главный, золотой или серебряный с позолотой, предназначался для императора и стоял отдельно от других. Важнейшей сферой придворной жизни Византии был императорский церемониал – сложная система официальных торжественных приёмов и шествий, большая часть которых проводилась в Большом дворце.

 



 
PR-CY.ru