БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 4

После завоевания Константинополя турками в 1453 г. район Большого дворца превратился в жилые кварталы, где были построены многочисленные частные дома, мечети и улицы без всякого учёта прежней планировки комплекса; при многочисленных строительных работах Большой дворец продолжал разбираться. Около 1490 г. остатки дворца, как и частные дома, сильно пострадали в результате взрыва расположенного рядом арсенала. В 1609–1617 гг. в районе местоположения прежнего дворца Дафна и церкви св. Стефана после сноса частной застройки была возведена мечеть султана Ахмета I – Ахмедие (Голубая мечеть). В 1870 гг. вдоль всего берега Мраморного моря и Босфора была построена железная дорога, в результате чего особенно сильно пострадали прибрежные комплексы Вуколеон и Манганы. Археологические исследования Большого дворца были начаты после 1912 г., когда во время большого пожара в Стамбуле почти полностью выгорела турецкая застройка этого района. После 1912 г. сотрудник Археологического института в Константинополе Борис Амфианович Панченко провёл фиксацию остатков Большого дворца; тогда же от турецких властей было получено разрешение на архитектурное исследование Большого дворца. В 1934 г. здесь было запрещено проводить новое строительство, тем не менее, часть территории бывшего Большого дворца оказалась застроена типовыми жилыми домами. Масштабные исследования были проведены экспедициями в 1935–1938 и 1952–1954 гг. На юго-востоке от предполагаемого места Хрисотриклина был открыт большой четырёхугольный перистильный двор, оформленный колоннадой, в котором сохранились значительные фрагменты напольных мозаик VI в. Это сооружение, как и некоторые другие известные фрагменты Большого дворца, исследователям не удаётся уверенно идентифицировать с какими-либо его частями, известными из письменных источников. На протяжении своей истории Большой дворец наряду с собором Святой Софии был средоточием политической и общественной жизни Византийской империи. Он занимал главное место в формировании и развитии политической идеологии и императорского культа, тесно связанного с представлением об империи как прообразе Царства Божия на земле. При этом произошло совмещение основ христианского вероучения и культа с государственной идеологией, церковная традиция почитания Святой Троицы, Небесных сил, святых использовалась в легитимизации императорской власти. Важную роль в этом процессе сыграли собранные в Большом дворце реликвии Спасителя, святых, ветхозаветных пророков и проч. В рамках комплекса Большого дворца они были сосредоточены в нескольких церквах (св. Стефана, Богородицы Фара, св. Георгия в Манганах); их коллекционирование, размещение и переносы в разное время из одного храма в другой отражали изменения в политической ситуации и во взглядах византийского двора. В ранневизантийскую эпоху (V–VI вв.) большое символическое значение приобрела десница св. архидиакона Стефана, ставшая для императоров символом данной свыше власти. Она была привезена из Иерусалима в 421 г. в специально построенную для неё небольшую церковь св. Стефана во дворце Дафна при зале Августеон. В церкви обычно производились назначения высших государственных чиновников, хранились инсигнии для этих церемоний («политические реликвии»). Через почитание св. Стефана, «исполненного веры и силы» (Деян. 6:8), утверждалась сила императорской власти.

 



 
PR-CY.ru