БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 9

Особое место в придворном искусстве занимали изображения императоров, которые неоднократно появляются в миниатюрах. Насколько могут судить исследователи, программа многофигурного группового портрета правителя и его двора, известная по изображениям в Хрисотриклине, для средневизантийского искусства осталась уникальным случаем. Они полагают, что она содержала в себе напоминание об иконографических принципах эпохи ранней Византии (известны по мозаикам VI в. церкви Сан-Витале в Равенне с изображениями императора Юстиниана I и его двора) и для зрителей являлась свидетельством возрождения империи IX в. В рукописных миниатюрах и резных барельефах средневизантийской эпохи император никогда не изображается в сопровождении придворных, их полностью замещают ангелы, святые, отцы церкви, часто одетые в придворные костюмы. Таковы, например, портрет императора Никифора III Вотаниата с архангелом Михаилом и Иоанном Златоустом (около 1078 г.), изображения императора Алексея I Комнина, благословляемого Христом и принимающего свитки с православным учением от отцов церкви на миниатюрах из рукописи «Догматического паноплия» Евфимия Зигабена (около 1118 г.). Таким образом, через использование христианских образов устанавливается прямая связь правителя со сверхъестественным, и создаётся особый образ императора, отстранённого от обыденной реальности, избранного, имеющего прямую связь с небом и поэтому превосходящего своих приближённых и советников. Официальное дворцовое искусство, обращённое, прежде всего, к придворным и посетителям Большого дворца, играет существенную роль в постепенном росте культа императора и в поддержании контроля со стороны власти над элитой византийского общества. Всего в районе Большого дворца по письменным источникам исследователям известны более 20 храмов и часовен, среди них Святой Троицы, пророка Илии, Богородицы Победоносной, Богородицы во дворце Дафна, св. Апостолов, апостола Петра, апостола Иоанна Богослова, апостола Филиппа, Василия Великого, Димитрия Солунского, св. Анны, св. Феодора Стратилата, Климента Анкирского, сорока мучеников Севастийских и др. Но важнейшими были следующие. 1. Храм Господа, который находился в комплексе палат экскувитов при дворце Магнавра. По традиции считается, что храм был построен императором Константином Великим и являлся древнейшим в Большом дворце. Во время церемоний в этом храме император надевал венец; на обратном пути из собора Cвятой Софии в нартексе храма он снимал венец и, войдя в наос, принимал просителей и важных государственных чиновников: синклитиков, стратигов и проч. В 933 г. здесь был посвящён в сан патриарх Феофилакт; императоры Роман I Лакапин и Константин VII принимали послов эмиров Тарса и Амиды. Среди святынь храма – часть древа Животворящего Креста Господня, в VII в. перенесённая сюда из Иерусалима императором Ираклием. 2. Церковь св. Стефана во дворце Дафна – боковая пристройка дворцового зала Августеон; место коронаций и свадеб императоров и их соправителей в VII–X вв. В византийской традиции считалось, что церковь также была основана при императоре Константине.

 



 
PR-CY.ru