БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 6

История и эволюция византийского придворного церемониала от античной империи к христианскому царству остаётся неразрешённой исследовательской проблемой. Исследователи считают, что его общие принципы сложились в VI в., в эпоху императора Юстиниана I Великого, и затем прошли в своём развитии несколько этапов, но в документах они зафиксированы лишь фрагментарно. Наиболее полные сведения о церемониале находятся в трактате «О церемониях византийского двора», созданном в середине X в. при императоре Константине VII Багрянородном и отражающем, в основном, состояние традиции в первой половине X в. (хотя отдельные разделы восходят к VI–VII вв.). Исследователи предполагают, что позднее, в XII в., церемониал несколько видоизменялся, упрощался и даже пришёл в упадок, поскольку его исполнение требовало постоянного присутствия императора в Большом дворце, что к тому времени было невозможно. В X в. в Хрисотриклине проводились ежедневные утренние и вечерние приёмы ближайших придворных и государственных чинов империи. Утренний приём длился с 6 до 9 часов утра, вечерний – с 3 до 6 часов после полудня. Приём начинался с молитвы императора перед образом Христа. После того как все чины, одетые в соответствии с рангом и днём, когда проводился приём, входили в зал, занимали отведённые им места, прослушивали доклад логофета дрома (влиятельнейший правительственный чин в X в.), происходило назначение новых чиновников на вакантные должности; император утверждал их, произнося фразу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа назначает тебя моё от Бога царство». Затем слушали доклад препозита (высший сановник двора) и других чинов, если в этом была необходимость. Во время приёма император был отделён от остальных присутствующих завесой и обычно разговаривал с ними через логофета; по будням он сидел на золочёном троне под мозаичным образом Спасителя, по воскресным дням – в золотом обитом красным бархатом кресле слева от трона (т.е. по правую руку от Христа). После утреннего приёма император и его приближённые присутствовали на литургии в храме Богородицы Фара, а затем для особо приглашённых лиц в Хрисотриклине устраивался императорский обед. Для дворцовых чинов литургия проводилась в церкви Василия Великого в Лавсиаке, а прочие присутствовавшие на приёме слушали литургию в храме св. Стефана на ипподроме. Наиболее торжественными событиями дворцовой жизни были императорские выходы в собор Святой Софии и в другие храмы Константинополя по церковным праздникам. Русский исследователь Дмитрий Фёдорович Беляев выделил три типа торжественных выходов: «большие» – в дни праздников во имя Христа (Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Сошествие Святого Духа); «средние» – в светлый понедельник и в богородичные праздники (Благовещение, Рождество Богородицы), когда император участвовал в крестном ходе от собора Святой Софии в какой-либо другой храм Константинополя; «малые» выходы в собор Святой Софии устраивались в первый день Великого поста, на Крестовоздвижение и в день Торжества Православия.

 



 
PR-CY.ru