БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 7

Ритуал начинался после 7 часов утра в Хрисотриклине, куда император входил, молился перед образом Спасителя и облачался в скарамангий (аналог современного саккоса) установленного для данного случая цвета и покрова. Далее император следовал по дворцу из одного зала в другой, где его приветствовали все дворцовые чины, начиная с самых младших (чины кувуклия – слуги жилых покоев) и заканчивая важнейшими чинами правительства (логофет дрома, протасикрит, протонотарий и др.), которые встречали императора в зале Сигма (как полагают исследователи, полукруглой формы). На пути император посещал храмы Богородицы во дворце Дафна, Святой Троицы, крестильню дворца Дафна, церковь св. Стефана, Круглую церковь в Схолах, дворцовый храм св. Апостолов; в каждом из них он совершал поклон и со свечами в обеих руках молился перед святынями. В зале Августеон императора приветствовали все построившиеся по рангам дворцовые чины, в зале Консисторий – все члены синклита. Далее император двигался в сопровождении всё более увеличивавшейся от зала к залу группы приближённых. Приветствия партий цирка проводились в зале Трибунала и затем продолжались во дворе Халка (возле главных ворот Большого дворца). Оттуда император со свитой и сопровождавшими его различными государственными чинами под славословия выходил к народу на площадь Августеон и через неё шёл в собор Святой Софии. Таким образом, та часть церемонии, которая проводилась в Большом дворце, представляла собой процесс своеобразного «сбора» всех придворных и столичных чинов (элиты византийского государства) вокруг императора и их совместную подготовку к появлению в соборе Святой Софии. Ритуальный распорядок жизни Большого дворца и императора, в основном, был подчинён церковному литургическому обиходу; дворец использовался как место проведения части общегородского и общеимперского церковного празднования. Почитание икон было развито в придворной среде; свидетельства византийских историков о поклонении императоров, их родственников и приближённых иконам весьма многочисленны. Однако иконы в Большом дворце, скорее, были предметами частного почитания, и в эпоху классической Византии (IX–XII вв.) они не являлись официальными символами государства. Иконы почти не упоминаются в трактате «О церемониях». Тем не менее, в XII в. традиция иконопочитания приобретает новые черты: особым вниманием династий Комнинов и Ангелов пользуются несколько икон Богородицы – Влахернитисса, Елеуса, Одигитрия. Они приобретают роль символа идеологии правящих фамилий, становятся определённым средоточием императорского благочестия и религиозности. В литургический календарь входят пышные шествия в честь икон, например, в конце XII в. икона Одигитрии приносилась из монастыря Богородицы Одигон в Большой дворец. Из многочисленных произведений монументального искусства Большого дворца единственными сохранившимися являются напольные мозаики перистильного двора в районе дворца Дафна (как предполагают исследователи, VI в.). Они выполнены в обычном для ранней Византии эллинизирующем стиле, играют декоративную роль и лишены каких-либо образов христианской тематики.

 



 
PR-CY.ru