БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 10

Это братство должно было осуществлять религиозно-просветительскую деятельность (учреждение и содержание высших, средних и низших духовно-учебных заведений, школ пастырского и миссионерского характера; составление учебных руководств, перевод святоотеческих творений, работу научно-богословского, церковно-исторического, канонического и литургического характера), благовестничество и благотворительность. Одной из главнейших задач братства провозглашалась научная разработка высших богословских вопросов. Предполагалось, что братству будет предоставлено несколько монастырей, один из них в Москве. При братстве должны были существовать академия, печатный орган, типография. Несмотря на сложности времени, часть этого постановления удалось реализовать – Данилов монастырь в Москве стал центром иноческого братства, где действовало высшее духовное учебное заведение. Поскольку декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 5 февраля 1918 г. все религиозные общества были лишены прав юридического лица (следовательно, права владения собственностью), 28 февраля 1918 г. последовало постановление Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода «О деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти», в котором союзам и коллективам мирян, созданным для защиты святынь и церковного имущества, предписывалось называться не церковными или религиозными организациями, а просветительскими или благотворительными. Однако в постановлении и инструкции Наркомюста «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»» от 24 августа 1918 г. было разъяснено, что под действие декрета подпадают все общества, которые «ограничивают круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания и, хотя бы под видом благотворительных, просветительных или иных целей, преследуют цели оказания непосредственной помощи и поддержки какому бы то ни было религиозному культу». Вместе с тем в инструкции была прописана возможность передачи вероисповедного имущества (предназначенного для совершения религиозных обрядов) группам лиц соответствующей конфессии. Соборным определением от 12 сентября 1918 г. постановлялось, что храмы и священные предметы, отчуждённые мирской властью, могут быть принимаемы от неё на хранение и в пользование «не случайными соединениями лиц, именующих себя православными, а лишь православными приходами, братствами и иными церковными организациями, с разрешения епархиального архиерея на общих церковно-канонических основаниях». В ответ на призыв патриарха Тихона к православным пастырям («Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо... Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы – что найдёте полезным по местным условиям») появились десятки приходских, межприходских и монастырских православных братств, стремившихся защищать православные храмы и монастыри. Особенно активными были церковные братства в Петрограде и Москве. В Петрограде продолжали свою деятельность многие дореволюционные православные братства, например, созданное в 1915 г. миссионерское братство при Андреевском соборе. Братчики помогали больным, бедным, проводили собрания и особые богослужения. При братстве существовал «Детский союз», где обучались дети 4–13 лет. После 1917 г. в Петрограде возникли десятки новых православных союзов как ответ на агрессивную антицерковную политику властей. В феврале 1919 г. иеромонах (впоследствии архиепископ) Иннокентий (Тихонов) на базе кружка молодёжи создал в Александро-Невской лавре Александро-Невское братство, включившее в себя лаврских монахов и мирян. Краткую памятку для братчиков, которых к 1921 г. насчитывалось около 100 чел., составил архимандрит (впоследствии митрополит) Гурий (Егоров). 5 мая 1920 г. в Александро-Невской лавре по благословению Петроградского митрополита священномученика Вениамина (Казанского) состоялась первая общебратская конференция, на которой было принято решение всем городским братствам объединиться в общебратский союз. Каждое братство, вступившее в союз, сохраняло свою автономию, решения совета носили рекомендательный характер, деятельность союза по преимуществу заключалась в координации братского движения.

 



 
PR-CY.ru