БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 7

Многие православные братства стремились к просвещению взрослых путём собеседований при храмах, организации народных чтений, распространения книг, брошюр и листков (за 1891 г. 58 православных братств, занимавшихся издательской деятельностью, продали 66 6371 и бесплатно распространили 491 594 книги, брошюры и листка). Крупнейшими издателями и распространителями православной литературы были Петропавловское в Орловской епархии, в честь Казанской иконы Божией Матери в Тамбовской епархии, во имя апостола Андрея в Херсонской епархии, Московское во имя святителя Петра, во имя святителя Николая в Минской епархии, Казанское во имя святителя Гурия православные братства. Книги распространялись через церковных старост, приходские лавки, специальные братские склады и библиотеки или братчиков-книгонош (к началу 1891 г. действовало 507 братских библиотек и 485 книжных складов). Крупнейшим учредителем библиотек к тому времени являлось Александро-Невское братство Владимирской епархии. Деятельность многих православных братств имела миссионерскую направленность. В 1909 г. Святейший Синод рекомендовал епархиальным архиереям оказывать особую поддержку миссионерской работе православных братств. Крупнейшими противораскольническими братствами были Московское во имя святителя Петра (учреждено в 1872 г.), Вятское во имя святителя Николая (с 1882 г.) и братство во имя святителя Димитрия Ростовского в Томской епархии (с 1884 г.). В 1892 г. братство святителя Петра напечатало около 120 тыс. экз. противостарообрядческих брошюр и книг, в печатном органе братства журнала «Братское слово» публиковались полемические статьи. Вятское братство содержало противораскольническую школу для подготовки взрослых крестьян к ведению собеседований со старообрядцами, а также 32 (в 1893 г.) братские школы для крестьянских детей тех сёл, где было распространено старообрядчество. Крупнейшим миссионерским братством, деятельность которого была направлена на просвещение поволжских инородцев, являлось братство святителя Гурия Казанского, учреждённое в 1867 г. и содержавшее к началу 1893 г. 130 школ (из них – 61 крещено-татарская, 51 чувашская, 3 черемисских, 8 вотяцких, 1 мордовская и 6 русских противораскольнических). Многие инородцы – выпускники братских школ впоследствии принимали священный сан и становились просветителями своего народа. В 1875 г. Православное миссионерское общество учредило при братстве переводческую комиссию, осуществлявшую переводы Священного Писания, богослужебной и просветительской литературы на языки народов России (татарский, чувашский, черемисский, мордовский, калмыцкий, якутский и др.); председателем комиссии до 1891 г. являлся один из учредителей братства – Н.И. Ильминский. Братство публиковало новые переводы: в 1875–1892 гг. вышли в свет 321 550 экз. книг на татарском языке, 185 140 экз. – на чувашском языке, сотни тысяч экз. книг на других языках крещёных народов Российской империи. Для сбора средств на организацию и финансирование церковноприходских школ и школ грамоты Якутской епархии 16 августа 1892 г. было учреждено церковное братство во имя Христа Спасителя под председательством Якутского епископа Мелетия (Якимова); попечителями братства стали обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, якутский губернатор В.Н. Скрыпицын и иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин. Среди задач братства были открытие новых и содержание уже имевшихся школ, утверждение инородцев в православной вере, распространение между ними русского языка и грамотности, снабжение школ книгами и учебными пособиями, в том числе на якутском языке. В 1907 г. при непосредственном участии Финляндского архиепископа Сергия (Страгородского) было открыто Карельское братство во имя великомученика Георгия Победоносца для «укрепления среди православных карел России русских церковных народных начал». Братство создало много сельских библиотек с религиозно-просветительской литературой на русском, карельском и финском языках, устраивало народные чтения, направляло средства на украшение бедных церквей и часовен, содействовало строительству храмов. В ведении братства находились вопросы учреждения бесплатных столовых, помощи беднейшим ученикам церковных школ.

 



 
PR-CY.ru