БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 9

При братской Иевеннской лечебнице была устроена домовая, затем приходская церковь, вокруг которой сформировалась в 1891 г. монашеская община, преобразованная в 1892 г. в общежительный женский Пюхтицкий монастырь. Братство выделило средства на приобретение для обители земель и строительство. Среди других заведений братства – церковный вещевой склад, который существовал в основном благодаря содействию Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр, высылавших избытки облачений и церковной утвари (с этого склада бедным приходам безвозмездно предоставлялись колокола, иконы, облачения, церковная утварь и проч.). За первые 10 лет своего существования Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божьей Матери открыло девять отделений (в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях), учредило восемь братских школ и училищ, оказало содействие 45 школам (православных учащихся в них было меньше половины), братский капитал увеличился со 146 723 до 488 339 руб. Братство издавало православную литературу на эстонском и латышском языках. В Прибалтике также активно действовали Либавское (современная Лиепая) Николаевское (с 1867 г.), Рижское Петропавловское (с 1867 г.), Венденское (современный Цесис) Спасо-Преображенское (с 1868 г.), Эзельское (Саарема) Свято-Никольское (с 1879 г.), Таккерортское (Тахкуранна) Успенское (с 1870 г.) и другие братства. После прихода к власти Временного, а затем Советского правительства роль православных братств в церковной жизни коренным образом изменилась. Временное правительство передало все церковные школы, в том числе братские, в ведение Министерства народного просвещения, одновременно в рамках общего процесса секуляризации церковной собственности началось отчуждение братских типографий, домовых храмов и другого движимого и недвижимого имущества. Миссионерские православные братства лишились законодательной базы своей деятельности и оказались под сильнейшим идеологическим давлением новой власти и национальных движений, обвинивших миссионеров в пособничестве самодержавию по русификации и христианизации российских инородцев. Несмотря на это, в условиях развернувшихся гонений именно православные братства, церковные общества и прочие союзы с участием мирян стали для Русской церкви наиболее действенной формой самозащиты против гонений. Не случайно на Соборе 1917–1918 гг. православные братства упоминались во многих соборных определениях как одна из желательных форм церковно-общественной жизни в новых условиях. В определении «О церковном благовестничестве» от 1 декабря 1917 г. Собор постановил, что «в видах оживления и планомерного развития церковного проповедничества надлежит организовать приходские, благочиннические, уездные и епархиальные благовестнические братства из преданных этому делу и опытных в нём клириков и мирян». Благовестнические союзы должны были открываться также при монастырях, в особенности при лаврах и тех обителях, в которых хранились чтимые народом святыни, привлекающие большое число богомольцев. Своим определением «Об епархиальном управлении» от 14, 20 и 22 февраля 1918 г. Собор постановил, что «для утверждения и распространения православной веры и для борьбы с противными ей учениями в епархии учреждаются миссии, братства и общества, действующие на основании особых уставов и правил под непосредственным руководством епархиального архиерея». В условиях усиливавшихся гонений на церковь братства должны были защитить «от расхищения церковное достояние», способствовать «возвращению уже отобранного и защите гонимых». Согласно принятому 20 апреля 1918 г. на Соборе приходскому уставу, приходское собрание и совет могли учреждать благовестнические и приходские братства, миссионерские и просветительские кружки; особые братства (или попечительства) могли быть созданы при городских православных кладбищах. В определении «О монастырях и монашествующих» Собор постановил создать иноческое Всероссийское церковно-просветительное братство для «объединения учёных иноков в целях плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительской деятельности и для братской взаимопомощи».

 



 
PR-CY.ru