БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - Страница 2

Большинство братств на западнорусских землях в XVI в. создавалось при приходских храмах, в XVII в. – при монастырях. В отличие от католических братств при православных храмах основывался только один союз. Православные братства назывались по храму или монастырю, при котором существовали, большинство братчиков было прихожанами данного храма, хотя вступить в братство могли представители всех сословий вне зависимости от места жительства. Братчики были обязаны заботиться о содержании храма и причта, обладали определёнными правами по отношению к храму. При вступлении в братство братчик под страхом церковного отлучения всей семьи клялся исполнять все решения братства и возложенные на него обязанности. В случае смерти братчика или члена его семьи все члены союза были обязаны участвовать в похоронах, дважды в год в церкви служились заупокойные службы. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной литературы. Другие встречи имели место во время главных церковных праздников (Пасхи, Рождества Христово, Успения Пресвятой Богородицы и др.), по этому случаю устраивался пир вскладчину – братчина. Ежегодно происходили перевыборы руководства братства: старших братчиков (их могло быть от двух до шести человек), других должностных лиц (казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни, школы) и ревизия братской казны. Казна состояла из вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований (в том числе завещаний), средств от аренды или продажи братского имущества и книгоиздательства. Размер казны колебался от нескольких десятков до нескольких тысяч польских злотых в разных объединениях. Недвижимое имущество братства составляли братский дом, в котором проходили общие собрания, здания, где жил церковный причт, располагались богадельня, школа, типография. Братские церковь или монастырь являлись братским имуществом только в том случае, если эти здания были построены за счёт членов братства, а не просто переданы ему в попечение. Братство было обязано заботиться о храме, ремонтировать и возобновлять его в случае пожара или другого разрушения, украшать по мере возможности и снабжать необходимыми богослужебными принадлежностями. Наличие собственного храма не считалось обязательным, братство могло владеть приделом в церкви или часовней. Если братство владело всем храмом, то братский священник являлся настоятелем; если же братству принадлежал придел, оно нанимало отдельный причт. Братство должно было оплачивать причту заупокойные службы, молебны и чтение помянника; в отдельных братствах духовенству давали «милостыню» на большие праздники и «на богомолье». Устройство богадельни («шпиталя»), которая являлась средством социального страхования преимущественно для самих братчиков и членов их семей, занимало важное место в деятельности братства. В крупных объединениях «шпиталь» состоял из трёх отделений: гостиницы, отделения для нищих, калек и сирот и дома для престарелых (функции дома для престарелых выполняли также братские монастыри). Формы проявления благотворительности включали в себя пожизненное проживание в монастыре (богадельне), освобождение от уплаты за обучение ребёнка в школе. Вопреки распространённой точке зрения, масштаб благотворительности православных объединений был очень скромным и несопоставимым с помощью, которую предоставляли католические союзы. Важнейшим направлением деятельности братств и наиболее действенной мерой борьбы против перехода из православия в католицизм, протестантизм и унию являлась организация школ. Наиболее известными были львовская, виленская, киевская и луцкая школы, при небольших сельских союзах существовали также училища. Ряд братств (Львовское Успенское, Виленское, Могилёвское, Киевское) получили право на создание типографий. Братства выпускали учебники, полемические произведения, богослужебные и четьи книги, братские документы, постановления Соборов Западнорусской митрополии. После 1596 г. основными направлениями деятельности братских типографий стала борьба с Брестской унией и выпуск богослужебной литературы.

 



 
PR-CY.ru