БОРИС и ГЛЕБ - Страница 16

Образы Бориса и Глеба присутствуют также на золотых дробницах с черневыми изображениями, которые являются частью убора, исполненного по заказу Бориса Годунова в 1599–1600 гг. для оклада иконы Святой Троицы письма Андрея Рублёва в Троице-Сергиевом монастыре. На надгробном покрове Бориса Годунова (усыпальница Годуновых около Успенского собора Троице-Сергиева монастыря), пожертвованном царём Василием Ивановичем Шуйским (1606–1610 гг.) в начале XVII в., была укреплена большая золотая пластина-дробница с черневым изображением Бориса и Глеба. Народное представление о Борисе и Глебе нашло отражение в иконографических изводах образов князей-защитников и покровителей города. На иконе около 1701 г. князья изображены в рост, вполоборота к Иисусу Христу в облаках, а между ними виден охваченный пожаром Каргополь с башнями, храмами, деревянными шатровыми колокольнями. Композиционная схема соответствует изображениям основателей монастырей (например, преподобных Зосимы и Савватия с Соловецким монастырём). В центре иконы между Борисом и Глебом расположен картуш с благодарственной молитвой святым. Надпись на нижнем поле сообщает, что икона исполнена в память о спасении города от пожара в 1700 г. благодаря заступничеству Бориса и Глеба, в чём исследователи видят развитие древнего почитания князей как защитников всей Руси. Они возносят молитву «ни о единем бо граде, ни о дъву, ни о вьси…, нъ о всеи земли Русьскей». В житийных иконах Борис и Глеб XVI в. в отличие от древнейшей иконы с житием святых князей из Коломны может быть изменён состав клейм, художественными средствами (ритмикой линий, жестами) подчёркнута предопределённость событий свыше (в среднике иконы великий князь Владимир, Борис и Глеб первой трети XVI в. из собрания Г.Д. Филимонова), в других иконах внимание может быть обращено на детализацию эпизодов (в среднике иконы 1545 г. – великий князь Владимир, Борис и Глеб); композиция иконы XVI в. из Покровского собора на Рву в Москве (собор Василия Блаженного) отличается разреженностью, «прозрачностью» немногочисленных клейм, включением сцен совместного моления Бориса и Глеба перед Нерукотворным образом Спасителя. В житийных циклах первой половины – середины XVII в. усложняются архитектурные и пейзажные фоны, появляется большое число фигур, роскошью орнамента княжеские одежды напоминают боярские облачения XVII в. (икона из собрания В.А. Бондаренко), изображение князя Владимира, сидящего на престоле в окружении придворных, напоминает царские приёмы (верхнее центральное клеймо житийной рамы иконы 1620–1630 гг. из собрания С.П. Рябушинского).  В некоторых иконах XVII в. происходят значительные иконографические изменения. Так, на иконе из Троицкой церкви в Муроме, где в среднике – только фигуры Бориса и Глеба, основная часть клейм посвящена князю Владимиру, подробно представлена предыстория мученических подвигов князей (выбор веры, сношения с византийскими императорами Василием и Константином, женитьба на царевне Анне, крещение Владимира и киевлян), и лишь на некоторых клеймах изображена история Бориса и Глеба. На иконе конца XVII в. первые четыре клейма посвящены рождению и крещению каждого из братьев, тем самым житийный цикл приобретает недостающие элементы традиционного канона. На иконе второй половины XVII в. из Благовещенской церкви в Вологде в житийный цикл включены помимо обычных редкие сцены явления Борису Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. Нестандартны и клейма на двух створках триптиха (средник утрачен; 1673 г.; вклад некоего Бориса Козынина в неизвестный монастырь – «Лавру»), где в двух последних сценах Борис и Глеб помогают русскому войску в битвах. В первой – явление братьев в ладье Пелгусию, «старейшине земли ижорской», накануне Невской битвы (из Жития Александра Невского), во второй – комбинация из «Сказания о Мамаевом побоище» (Борис и Глеб во главе русского войска) и «Повести об азовском осадном сидении» (о том, как донские казаки захватили турецкую крепость Азов в 1642 г.). Поздняя иконография Бориса и Глеба повторяла уже сложившиеся схемы. Изображения святых князей присутствовали на минейных иконах и в числе избранных святых (невьянская икона «Чудо св. Димитрия Солунского с избранными святыми на полях»; четвёртая четверть XIX в., частное собрание), в произведениях медного литья (литая медная икона с эмалевыми вставками, XIX в.; частное собрание). В начале XX в. с развитием реставрации и науки о национальном средневековом искусстве древние иконы (в том числе святых князей) становились образцами для современных иконописцев. Например, икона Бориса и Глеба (XIV в., из собрания Н.П. Лихачёва), в 1908 г. была отреставрирована в мастерской М.О. и Г.О. Чириковых и скопирована.

 



 
PR-CY.ru