БЛАГОДАТЬ - Страница 16

Наиболее ярким свидетельством этому служит следующее его высказывание: «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» (Пс. 58:11); и следует за нашей волей, почему и говорится: «Рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс. 87:14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному» (Ис. 65:2), и мы Его призываем, ибо Давид говорит: «Весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Пс. 87:10); ...Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос. 7:15), и увещает, чтобы мы сами укреплялись: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» (Ис. 35:3)». Последователь Августина Проспер (впоследствии епископ Аквитанский) подверг это учение резкой критике. Выступил против него, хотя и в благожелательной форме, и Августин. Но духовный авторитет Иоанна Кассиана был настолько значителен, что эта критика в то время не возымела желаемого действия. На его защиту встали Викентий Леринский, епископ Фауст Регийский и Геннадий Марсельский, а истинность его учения была засвидетельствована на Арелатском соборе между 470 и 475 гг., участники которого одновременно одобрили трактат епископа Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека». Однако через столетие после смерти Иоанна Кассиана в Западной церкви возобладала позиция сторонников учения Августина. Она была выражена на Аравсонском соборе 529 г., каждое из решений которого подтверждается высказываниями Августина. Собор отступил от принципа синергизма, которого придерживался в вопросе благодати и свободы воли Иоанн и его последователи. Решения Собора по этому вопросу были одобрены папой Бонифацием II (530–532 гг.) и с тех пор стали выражением официальной позиции Западной церкви, о чём свидетельствуют акты Тридентского собора (1545–1563 гг.), в которых цитируются решения Аравсионского собора 529 г. Пелагианство было окончательно осуждено тремя правилами Карфагенского собора 419 г. Отцы Третьего Вселенского Собора 431 г. в своём Послании к Римскому епископу Целестину (422–432 гг.), принимавшему участие в борьбе с пелагианством, писали: «Когда на святом Соборе прочтены были записи деяний о низложении нечестивых пелагиан и целестиан, Целестия, Пелагия, Юлиана, Персидия, Флора, Маркеллиана, Орентия и их единомышленников, мы определили, чтобы осталось твёрдым и неизменно-сильным то, что определено против них твоею святостию: согласно с тобою мы признаём их низложенными». На Соборе пелагианство названо «Целестиевым мудрованием», приверженцев которого в сане епископа Собор отвергает «от всякого церковного общения», передавая их суду «православно мудрствующих» епископов области «для совершенного извержения из сана епископского», а клириков признаёт «изверженными» «из священного чина». Дебаты о благодати и предопределении возобновились на Западе во второй половине XVI в., когда появился термин «полупелагианство», с тех пор закреплённый за учением Иоанна Кассиана и его сторонников. Согласно католической доктрине, благодать – тварная (сотворённая Богом) сущность или энергия, посредством которой Бог воздействует на человека. В католической традиции имеет место деление благодати на виды, а название каждого вида определяется особенностями благодати, связанными с духовным состоянием человека, на которого её действие направлено. До недавнего времени признавалось наличие многих видов благодати: внешняя, внутренняя, предваряющая, побуждающая, помогающая, действующая, содействующая, достаточная, освящающая (постоянная), Божия, Христова и т.д. Такое деление появилось под влиянием схоластики, критическое отношение к которой привело в последнее время к значительному сокращению этого перечня. Так, в изданном на русском языке Катехизисе (официальном своде учения католической церкви) говорится только о трёх видах благодати: «первичной благодати, находящейся у истоков обращения» человека, «благодати воздействующей (актуальной)», представляющей собой Божественное «вмешательство» или «у истоков обращения, или в процессе освящения», и «освящающей благодати», которая представляет собой «постоянный (габитуальный) дар, устойчивое и сверхъестественное расположение, совершенствующее саму душу, чтобы сделать её способной жить с Богом и действовать через Его любовь». Наряду с даром благодати, «который оправдывает и освящает нас», католическая церковь признает и другие дары благодати, которые она называет «благодатями». К ним относятся «таинственные (сакраментальные) благодати или собственные дары различных таинств», а также «особые благодати» («харизмы»), которые «подчинены освящающей благодати» и с помощью которых христианин осуществляет своё служение людям и церкви.

 



 
PR-CY.ru