БЛАГОДАТЬ - Страница 12

Знаменитый полемист и богослов, один из греческих отцов церкви Афанасий I Великий (около 290–373 гг.) исходит из монархии (единоначалия) Бога Отца и, подобно Иринею Лионскому, отмечает, что «подаваемая в Троице благодать... даётся от Отца через Сына в Духе Святом». Его рассуждения показывают, что исхождение благодати – это не ипостасное свойство Отца, поскольку «благодать Троицы едина». Поэтому, «когда в нас будет Дух, придут Сын и Отец и обитель в нас сотворят». Иерусалимский епископ Кирилл I (350–386 гг.) излагает понятие о благодати в Огласительных поучениях. С учётом того, что в них он обращается к «просвещаемым», т.е. к последней категории оглашённых, основной темой его поучений становится таинство Крещения. Исследователи отмечают, что Кирилл неоднократно указывает на харизматический характер этого таинства, обращая особое внимание на значение, какое придаётся в Крещении воде. Объясняя слова Иисуса Христа «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), он указывает на неразрывную связь в таинстве благодати Святого Духа и воды, через которую благодать подаётся: «Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так, напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, делается святою. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела». Греческий церковный деятель, мыслитель и писатель, один из виднейших представителей патристики Василий Великий (около 330–379 гг.) в сочинении «О Святом Духе», которое, по замечанию религиозного мыслителя, богослова, философа и историка протоиерея Георгия Васильевича Флоровского (1893–1979 гг.), «есть, прежде всего, книга об освящении», решает в ней сразу две задачи. С одной стороны, он доказывает Божественность Святого Духа, а с другой, – описывает освящающие действия Третьей Ипостаси в мире, церкви и человеке. Поэтому Святой Дух у него получает наименования «источника освящения», «подателя жизни», «начала освящения», ибо Он «всем изливает всецелую благодать, которой причащающиеся наслаждаются «по мере собственной приемлемости». Однако благодать изливается не только от Святого Духа; её «подаёт требующим» и Сын Божий, Который «по причине многообразных даров благодати» именуется в Священном Писании «Пастырем», «Врачом», «Путем», «Дверью», «Источником», «Хлебом» и т.п. Причём подаёт не от Себя, а от Отца, потому что «от Отца подаются блага нам Сыном». Согласно Василию Великому, в процессе духовного возрождения Бог «возвращает» человеку «ту благодать, которую вдохнул в него (в творческом акте) и которую человек погубил». Для праведника «благодать Духа» становится «венцом» его славы. При этом «духоносные души, будучи озарены Духом», не только сами становятся носителями благодатной силы, но «и на других изливают благодать». Василий Великий с трудом находит слова, с помощью которых пытается описать состояние человека, достигшего благодатного единения с Богом: «предведение будущего, разумение таинств... раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого – обожение». Подобно своему другу Василию Великому, оказавшему на него большое влияние, особенно в разработке учения о Святом Духе, один из великих каппадокийцев Григорий Богослов (329–389 гг.) также уделяет много внимания пневматологической теме, останавливаясь на важной проблеме соотношения благодати Святого Духа и человеческой воли в их взаимодействии в сотериологическом процессе (процессе спасения). Эту проблему он рассматривает на примере обращения своего отца на путь веры, прослеживая, каким образом на этом пути проявляется Божественная благодать, и как обнаруживает себя «собственное произволение» отца. По мнению Григория Назианзина, Отец относится к числу тех, «которые добрыми нравами предваряют веру». Эту веру он получил «в награду за свои добродетели».

 



 
PR-CY.ru