БЕЛЛИНИ Джованни - Страница 9

К периоду между 1490 и 1500 гг. относится одно из самых загадочных произведений Джованни Беллини – «Священная аллегория» из Галереи Уффици (Флоренция). У исследователей до сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины. В первой половине XX в. придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIV в.). С середины XX в. стали появляться новые интерпретации: сцена Святого собеседования (Расмо); сложное аллегорическое изображение дочерей Бога – Сострадания, Справедливости, Милосердия и Мира (Вердье); видение Рая (Браунфельс); размышление о таинстве воплощения (Робертсон). Однако окончательной ясности до сих пор нет, саму же картину раньше приписывали Джорджоне. Рядом со «Священной аллегорией» искусствоведы обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший венецианскому художнику Винченцо Катене (1470–1531 гг.). На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие», искушающее добродетельного человека, или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами); изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке); «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало); «Ложь» (человек, выходящий из раковины). По другой версии, обнаженная женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания, или мудрости). Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата (1515 г.) и подпись Беллини. Художник изобразил старого прелата в виде св. Доминика в черном монашеском одеянии на фоне затканной цветами занавеси. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Джованни Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Оно долго оставалось незавершённым, и 11 лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись – 29 ноября 1516 г. Поздние картины Джованни Беллини оказали большое влияние на формирование искусства Высокого Возрождения в Венеции, в котором ведущая роль принадлежала его великим ученикам – Джорджоне и Тициану, а также Тинторетто и Веронезе. Он был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. К концу жизни в своём искусстве Джованни Беллини далеко ушёл от того, с чего начинал, и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи». Лит.: Беллини, венецианские живописцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 тт. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907; Гращенков В.Н. Портреты Джованни Беллини // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963; Лазарев В.Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1996. Т. 2; Оливари М. Джованни Беллини. М., 1996.



 
PR-CY.ru