БЕЛЛИНИ Джованни

БЕЛЛИНИ Джованни (1430/1433 – 1516 гг.) – итальянский художник венецианской школы живописи, младший сын Якопо Беллини (1400–1470 гг.), брат Джентиле Беллини (1429–1507 гг.). Уже при жизни он был признанным мастером, выполнял много самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить живописцу, архитектору и историку искусства Джорджо Вазари (1511–1574 гг.), который утверждает, что Джованни Беллини умер в возрасте 90 лет в 1516 г., то его рождение следует отнести к 1426 г., однако это противоречит сохранившимся документам. Его творчество знаменует подлинную победу Возрождения в искусстве Венеции. За свою долгую жизнь он прошёл длинный путь развития. Если в ранних работах художника, отмеченных влиянием падуанской школы, ещё чувствуется склонность к мелочной детализации, некоторая скованность в изображении человеческой фигуры, жёсткость рисунка и моделировки, то в зрелых работах эти черты исчезают. Его поздние работы характеризуют простота и уравновешенность композиции, свобода и естественность движений фигур, обобщённость и полновесность форм, прекрасное чувство пространства. По тематике картины Джованни Беллини мало отличаются от работ его предшественников. Он пишет преимущественно алтарные картины, охотно обращается к аллегории, однако созданные им образы проникнуты ренессансным чувством достоинства и отмечены чертами гармонической красоты. Повествовательная сторона действия мало привлекает Джованни Беллини, чаще всего люди в его картинах погружены в состояние задумчивости и созерцательности. Зато он прекрасно умел создать настроение, передать единство человека с окружающим его миром. Джованни Беллини присуще тонкое чувство природы. Пейзажи в его картинах никогда не сводятся к роли простого фона для фигур. Его природа – это прекрасный и полный гармонии мир, в котором живёт человек. О том, какой силы индивидуальной характеристики, выразительности и яркости образа мог достигнуть Джованни Беллини, свидетельствует его портрет венецианского дожа Леонардо Лоредано (1501–1502 гг.). Достаточно сравнить его с портретами Джентиле Беллини, чтобы почувствовать, насколько он опередил своего брата и всё современное искусство Венеции. Вместо плоскостного изображения, в котором всё внимание художника было сосредоточено на передаче внешнего физиономического сходства, перед нами портрет, позволяющий зрителю проникнуть во внутренний мир человека. Эта работа Джованни Беллини предваряет блестящий расцвет венецианского портрета в XVI в., а его творчество в целом знаменует переход от Раннего Возрождения к Высокому. С течением времени оно всё больше привлекало внимание, хотя долгое время Джованни Беллини заслоняли своим пышным чувственным блеском его младшие современники. Но именно этот художник утончённым благородством стиля, сияющим колоритом больше всех венецианцев увлёк русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910 гг.), когда тот жил в Венеции. Все исследователи творчества Джованни Беллини считают, что обучение он прошёл в мастерской своего отца,  Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия; Джентиле, согласно имеющимся данным, был старшим сыном. Первая точная дата в биографии Джованни Беллини – 9 апреля 1459 г.; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по-прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 г. совместно с отцом и братом Джентиле Джованни работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.

 



 
PR-CY.ru