БЕЛЛИНИ Джованни - Страница 3

Совсем по-иному решён, по сути, тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). На картине есть фальшивая дата (1499 г.) и апокрифическая подпись немецкого живописца, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). Исследователи считают, что оно создано около 1460 г. и полностью выдержано в духе Андреа Мантеньи: безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Влияние Мантеньи они прослеживают и в нескольких известных произведениях Джованни Беллини: например, «Распятие» из музея Коррер (Венеция), ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена, в котором ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Раньше эта работу исследователи приписывали одному из крупных художников феррарской школы – Эрколе де Роберти (1450–1496 гг.). В композиции «Преображении» из музея Коррер (Венеция) изображены Илья и Моисей рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённые случившимся апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Картина долгое время считалась работой Андреа Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). На нём есть подпись Joannes Bellinus me pinxit, датируемое 1490–1495 гг. Для понимания взаимоотношений двух художников исследователи считают наиболее существенными произведениями «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи (раньше ему приписывались обе картины). В ней можно видеть застылую, мёртвенную атмосферу, и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Исследования показали, что основная часть пейзажного фона была позаимствована Джованни Беллини из записной книжки с рисунками отца – Якопо Беллини. Возможность исследователям сопоставить творчество этих двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Одна из них, написанная Джованни Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья (Венеция), другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях (Берлин). Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с Младенцем и старого священника на переднем плане. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Часть искусствоведов продолжают считать, что Джованни Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать (Анну Ринверси) сестру Николозию, отца Якопо, а справа – Андреа Мантенью и себя. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее его работы. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя; они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. В картине Джованни Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра (Париж), который был выполнен вскоре после 1460 г., и замечательную «Пьету» из Галереи Брера (Милан); в ней художник изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн. На парапете он сделал латинскую надпись «HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS» («Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы»). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» римского поэта Секста Аврелия Проперция (около 50 – около 16 гг. до н.э.), свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.

 



 
PR-CY.ru