БЕЛЛИНИ Джованни - Страница 8

По словам Джорджо Вазари, Тициан даже вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 г., подтвердили вмешательство в картину двух художников – крупнейшего представителя феррарской школы Доссо Досси (около 1479/1490–1542 гг.) и Тициана, однако это вмешательство относилось, главным образом, к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Публия Овидия Назона (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.). Приап, бог плодородия, воспользовался моментом, когда другие божества задремали, усыплённые вином на празднике, устроенном Кибелой, чтобы посягнуть на богиню целомудрия, называемую Вестой, или Лотос. Но его постигла неудача, потому что боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. По другой версии, Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Параллельно с религиозной живописью Джованни Беллини с 1470 гг. занимался портретами. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра. Самый ранний портрет – «Портрет Йорга Фуггера» (1474 г.), созданный до того, как Джованни Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины; в нём ощущается застылость, и ещё видна связь с портретом поздней готики. Работы 1480 гг. имеют уже совершенно другой характер. И хотя художнику не удаётся достигнуть в них той степени психологического контакта со зрителем, который присущ работам Антонелло да Мессины, эти портреты глубоко реалистичны. На нескольких портретах юношей из Лувра (Париж), Национальной галереи (Вашингтон), Галереи Уффици (Флоренция) можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485–1490 гг.) из вашингтонской Национальной галереи. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480–1484 гг., Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г., Лондон, Национальная галерея). В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Относительно прототипа этого произведения велась долгая дискуссия. В качестве претендентов назывались имена Бартоломео д,Альвиано, Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. Исследователи из вашингтонской Национальной галереи искусства считают, что на портрете изображён Джованни Эмо, генерал венецианской армии времён войны с Феррарой в начале 1480 гг. «Портрет Леонардо Лоредано» исполнен гораздо позже, около 1501 г. (это самый большой из портретов Беллини). На нём изображён 65-летний венецианский патриций, который в 1501 г. был избран дожем (он занимал эту должность до 85-ти лет). В портрете тщательно прорисованы морщины, детали одежды; Лоредано изображён в повороте на ¾, в то время как официальный портрет дожа писался всегда исключительно в профиль. Лоредано неподвижен, параден и официален – таковы были условности для изображения важного правящего лица.

 



 
PR-CY.ru