БЕЛЛИНИ Джованни - Страница 2

Его ранние работы, приходящиеся на 1445–1450 гг., по-прежнему являются предметом дискуссий. Две картины  («Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан), которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем»: «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия) исследователи датируют 1450–1460 гг., «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Андреа Мантеньи (1431–1506 гг.), а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан), которая считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Палаццо дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 г. после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надписи золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос», имевшиеся на ней, были добавлены в XVI в., сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. В венецианских домах хранилось большое количество икон византийского и крито-греческого происхождения, их влияние на творчество Джованни Беллини бесспорно. Исследователи отмечают «нежную бесстрастность» его Мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием, однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев. Венецианская живопись XV в. в целом находилась под влиянием двух культур – византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества Джованни Беллини. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг.) в Падуе. Однако самое сильное влияние на него произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 г. на сестре Джованни – Николозии. Загадочная по сюжету картина «Озёрная мадонна» показывает, какой силой поэтической фантазии обладал Джованни Беллини. Это похоже на грёзу о золотом веке или о рае: на берегу озера, среди природы, пребывают в задумчиво-созерцательном, счастливо-спокойном состоянии молодая женщина, старики, играющие дети, животные. Немного дальше от группы Марии и святых ужинает в своей хижине пастух, и мирно бродит мифический кентавр. На другом, отдалённом берегу озера видны двое влюблённых, держащихся за руки. Время от времени мысль художника творила подобные золотые сны. «Озёрная мадонна» Джованни Беллини лучше, чем более холодные фантазии одного из величайших мастеров классического пейзажа, французского живописца Клода Лоррена (1600–1682 гг.), оправдывает крик души русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881 гг.): «Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю свою жизнь и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже умереть!» Другая тема творчества Джованни Беллини – «Оплакивание Христа» («Пьета») – также ведёт своё происхождение из византийской традиции. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин, изображающих полуфигуру возвышающегося над саркофагом мёртвого Христа (этот тип распространился и за пределами Венеции). «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней, скорее, напоминают маски.

 



 
PR-CY.ru