БЕЛЛИНИ Джованни - Страница 5

Приезд в Венецию Антонелло да Мессины, исполнившего в этом городе алтарный образ для церкви Сан-Кассиано, способствовал серьёзному повороту в искусстве Венеции второй половины XV в. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с итальянским чувством формы в совершенно необычном для Венеции сочетании. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Джованни Беллини, однако и Беллини, в свою очередь, повлиял на творчество Антонелло. Около 1480 г. Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (св. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Иову и св. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы и в качестве прославления Богородицы – защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие. Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Иоанна Крестителя, Иова, Доминика, Себастьяна и Людовика Тулузского. Джованни Беллини вписал этот алтарный образ в архитектуру храма таким образом, что он создавал иллюзию продолжения храмового пространства. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная в 1483 г., отличается особым чувством умиротворённости. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми Ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Позы Мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Они имели множество оттенков и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых исследователям подчас крайне трудно. Джованни Беллини, написавший много «Мадонн с Младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Одной из крупных работ художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. На нём художник изобразил в центре – Мадонну с Младенцем на троне, слева – святых Николая и Петра, справа – святых Марка и Бенедикта. На картине есть подпись художника и дата – 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»). Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Этим же, 1488 г., датируется «Мадонна с Младенцем, святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго, которого он сменил на руководящем посту после его смерти. Многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. В первые годы своего правления Агостино делал много крупных заказов на художественные и строительные работы общественного характера. Алтарная картина Джованни Беллини была одной из них; она была размещена на почётном месте в главном салоне семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. На ней можно видеть, как св. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.

 



 
PR-CY.ru