БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 2

Поражение стрелецкого восстания в 1682 г. и суровое антистарообрядческое законодательство царевны Софьи привели на Дон новые толпы беглецов, к старообрядчеству склонялось тогда большинство казаков, и позиция войсковой старшины стала неустойчивой. В августе 1683 г. в донской столице Черкасске некий иерей Василий открыто читал грамоту с призывом идти на Москву восстанавливать старую веру, а через четыре года казачий старшина Лаврентьев добился решения войска, согласно которому старообрядческий иерей Самойло стал открыто вести церковную службу по старым книгам, не поминая царя и патриарха. В 1678 г. на притоке Дона р. Цимле создал пустынь иеромонах Пафнутий, в 1666 г. за приверженность к «старой вере» посланный под начало в Троице-Сергиев монастырь. В 1683 г. в устье Дона, недалеко от городка Каргалы, возникла пустынь иеромонаха Феодосия. Около 1685 г. на Дон переселился друг и единомышленник Пафнутия и Феодосия, один из наиболее активных деятелей раннего старообрядчества игумен Досифей. В 1662–1668 гг. он был настоятелем Беседного Никольского монастыря под Тихвином. Не приняв богослужебной реформы, Досифей завязал тесные связи с пустозерскими узниками и московскими старообрядцами (он постриг в монахини боярыню Ф.П. Морозову). Некоторое время Досифей путешествовал по разным старообрядческим общинам, жил в Поморье, позднее под Белёвом, затем поселился в Чирской пустыни на Дону, основанной другим известным старообрядцем – иеромонахом Иовом (Лихачёвым). Иов принял монашеский постриг от архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия (Зобниновского), хорошо знал многих русских иерархов, в том числе патриарха Филарета (позднее старообрядцы считали, что именно патриарх Филарет рукоположил Иова во иерея, на самом деле, это сделал Новгородский митрополит Макарий до 1626 г.). Иов основал четыре пустыни (из них две – до реформы патриарха Никона). В своей последней обители на р. Чир он начал строить церковь, но освятить ее не успел, и это сделал уже Досифей, прослуживший в этом единственном в течение некоторого времени у старообрядцев храме около пяти лет. Здесь Досифей принимал беглых попов, а также постарался обеспечить своих единоверцев запасными Дарами, чтоб и «в тысячи лет не оскудело». Около 1688 г. он переселился еще южнее, на р. Куму, во владения шамхала Тарковского. Среди прочих Досифей принял «в сущем сане» иеромонаха Иоасафа, который ранее был келейником Иова в Льговском монастыре и по повелению Иова получил священническую хиротонию от тверского архиерея, согласившегося совершить таинство по дониконовским книгам. Рукоположение Иоасафа вызвало споры среди беглопоповцев, многие из которых не признали этой хиротонии. По рассказу беспоповца Ивана Алексеева, спор был решен Досифеем, который метнул жребий. Беглопоповские согласия впоследствии считали Иова и Досифея среди своих главных отцов-основателей, а Иоасаф играл позднее заметную роль на Ветке. Подавление восстаний казаков-старообрядцев на Дону в конце 80 гг. XVII в. привело к расширению масштабов бегства последователей «старой веры» на Северный Кавказ, на земли по рекам Кубани, Куме, Тереку. На Кавказ кроме Досифея ушли в 1688 г. Феодосий с Пафнутием, поселившиеся на землях князя Белой Кабарды Месеуста в урочище Можары. Миграция усилилась в начале XVIII в., особенно после разгрома в 1706–1708 гг. Астраханского и Булавинского восстаний, выдвигавших лозунги защиты «старой веры». В 1708 г. с Дона на Кубань (а позднее в Турцию) ушел значительный отряд казаков-старообрядцев под руководством И. Некрасова. Беглецы с Дона значительно усилили позиции ревнителей «древлего благочестия» также на западных рубежах России – в Стародубье (современная Брянская область) и на Ветке (современная Гомельская область), где беглопоповщина стала играть ведущую роль. В стародубских слободах, удобно расположенных для торговли, старообрядцы появились очень рано и в немалой степени способствовали экономическому процветанию региона.

 



 
PR-CY.ru