Словарь по христианству Б БЕГЛОПОПОВЦЫ

БЕГЛОПОПОВЦЫ

БЕГЛОПОПОВЦЫ – первоначально (до середины XIX в.) общее название старообрядцев (см. Стакрообрядчество), принимавших духовенство, переходившее из господствовавшей церкви в сущем сане. Оно явилось синонимом названия «поповцы». Уже в первые годы после раскола Русской церкви, явившейся реакцией на богослужебные реформы, начатые патриархом Никоном (1652–1666 гг.), среди старообрядцев стали намечаться различия в подходе к проблеме «истинного священства», позднее разделившие весь мир старообрядчества на беспоповцев, отказавшихся от церковной иерархии, и беглопоповцев, стремившихся сохранить в своей среде возможность совершения таинств священниками. Протопоп Аввакум (1620/21–1682 гг.) рекомендовал своим последователям множество уверток, чтобы оградить свои дома от посещения принявших реформы патриарха Никона иереев. Однако он же гневно осуждал сторонников новой теории, что после реформы уже наступили такие «последние времена», когда священство исчезло как институт. Это отвергаемое Аввакумом утверждение стало важнейшей частью теории «духовного антихриста» – базы догматических построений беспоповцев. Аввакум едко высмеивал такие теории, но при этом все пустозерские узники не раз рассуждали о наступающих или наступивших «антихристовых временах». Резкие догматические споры между Аввакумом и диаконом Феодором Ивановым в Пустозерске во многом объяснялись гораздо более негативным подходом последнего к возможности окормления у «новых» иереев; Аввакум же подчас допускал такое, хотя и со многими оговорками, которые не раз впоследствии повторялись беспоповцами. Безоговорочно «истинными» для всех староверов оставались иереи дониконовского крещения и дониконовского же рукоположения – не принявшие реформ или принявшие их под давлением обстоятельств, а затем покаявшиеся и перебежавшие к старообрядцам. В сочинениях беспоповцев XVII–XIX вв. называются имена десятков таких иереев, живших в XVII в. В уральском «Родословии» о. Нифонта (памятнике XIX в., написанном на основе более ранних исторических сочинений) перечислены, по «Винограду» С. Денисова, 20 таких священников, а затем еще 22 по иным источникам. Первыми здесь упоминаются Аввакум и другие пустозерские узники, последние имена принадлежат уже основателям известных беглопоповских центров. Эти центры по мере ужесточения преследований старообрядцев со стороны властей возникали на окраинах тогдашней России и за ее пределами. Пути миграций по религиозным мотивам зачастую совпадали с общими путями миграций XVII–XX вв. в поисках большей свободы личности и хозяйствования. Многие в будущем знаменитые регионы «старой веры» притягивали беглецов, в том числе не принявших богослужебной реформы священников, уже в 70–80 гг. XVII в., хотя окончательное оформление большинства таких центров падает на последнее десятилетие этого столетия, когда спор о священстве и «последних временах» закономерно привел к организационному оформлению согласий и закреплению собственных систем толкования древних текстов у старообрядцев. Развитие согласий проходило и в XVIII в., а следы первоначальной относительной общности всего мира старообрядчества сохранились надолго и возрождались при новых обострениях противостояния с властями. В частности, поэтому в большинстве центров старообрядчества долгое время сосуществовали и противостояли друг другу как поповские, так и беспоповские общины. Одним из самых ранних направлений бегства последователей «старой веры» обоих течений из центра страны стал юг России. Берега Дона и его притоков заселялись старообрядцами уже в 70 гг. XVII в. На р. Хопёр (как и на соседней р. Медведице), где старообрядческих поселений будет особенно много, в 1676 г. начал свою проповедь против церковной реформы иеромонах дониконовского поставления Савелий. Распри в его скиту привели к тому, что он был схвачен по приказу войскового атамана, не желавшего ссориться с Москвой, и сожжен.

 



 
PR-CY.ru