БЕГЛОПОПОВЦЫ - Страница 13

Наряду с этой проблемой беглопоповцы активизировали усилия по поиску архиерея, который согласился бы присоединиться к ним. Эти два вопроса были основными на первом съезде беглопоповцев, проходившем 15–19 мая 1908 г. в Нижнем Новгороде. Съезд, проводившийся при деятельном участии и на средства крупнейшего нижегородского промышленника-старообрядца Н.А. Бугрова, который считается виднейшим деятелем беглопоповщины, «должен был преследовать цели исключительно объединительные в приходах, по общинам и во всей России в так называемое Братство». Относительно регистрации общин мнения съезда разделились. Противники регистрации считали, что можно иметь общину духовную, но не гражданскую. Защитники указа об общинах считали, что новые организации сплотят разъединенную старообрядческую церковь. По результатам голосования победило общинное движение. Неоднозначным было отношение и к учреждению Братства, т.е. ежегодных съездов старообрядцев для рассмотрения дел всероссийской важности, однако и в этом случае победили сторонники объединения и упорядочения церковно-общинной жизни. На съезде также обсуждались вопросы переселения зарубежных единоверцев на Родину, правильного чиноприема священников. Особое внимание было уделено приему епископа от Русской православной церкви, отмечалась «жажда старообрядцев восстановления епископата», в то же время раздавались отдельные протестующие голоса. Сторонники получения епископа говорили о необходимости приема его через миропомазание, однако были мнения и о возможности присоединения через отречение от ересей; говорилось о необходимости приема правящего, не викарного, епископа. Второй съезд беглопоповцев (1909 г.) согласился на принятие и викарного епископа, поскольку, «если нам викарного теперь не принять, то священства надо лишиться», и даже на «заштатного» – столь велико было желание учреждения иерархии. Третий всероссийский съезд беглопоповцев собирался в Нижнем Новгороде 12 мая 1910 г., его заседания были посвящены проблемам общинной жизни, а также необходимости получения епископа. Учреждение трехчинной иерархии у беглопоповцев состоялось 4 ноября 1923 г., когда в саратовском храме во имя вмч. Димитрия Солунского настоятель священник Никола Тихомиров через миропомазание присоединил к беглопоповству обновленческого (см. Обновленчество) Саратовского архиепископа Николая (см. Никола Позднев). 19 декабря 1923 г. в этом же храме состоялось собрание беглопоповцев, постановившее именовать Николу (Позднева) «архиепископом Московским, Саратовским и всея России древлеправославных христиан». Так возникла еще одна старообрядческая иерархия, с 2002 г. называющаяся Русской Древлеправославной Церковью. Среди беглопоповцев, в 20–40 гг. XX в. переселившихся в СССР из Румынии, Турции и Болгарии, существовало малочисленное движение «хатников» – потомков беглопоповцев, согласно легенде опоздавших на Московский собор 1924 г. и не участвовавших в выборах архиепископа Николы (Позднева), а посему не признающих идущую от него иерархию и молящихся «по хатам». Наиболее известное сообщество «хатников» проживало до недавнего времени на хуторе Новопокровском (Приморско-Ахтарский р-н Краснодарского края).См. также БЕГЛОПОПОВЩИНА.



 
PR-CY.ru