БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ - Страница 10

Высшей наукой являлась экзегеза, но необходимым предметом была литургика (теоретическая и практическая). Как правило, обучение в школе продолжалось три года, учебный день был долог и труден – от восхода до заката. Особую роль играла дисциплина, церковность воспитания стояла на первом месте. Строго регламентировались внешний вид, одежда и поведение учеников. Через сочинение «О толковании» Павла Перса (VI в.), переведённое на латинский язык его современником Юнилием Африканским («Instituta regulariae divinae legis»), экзегеза Эдесско-Нисибинской школы оказала влияние на западное средневековое богословие. На латинском Западе в ранний период не существовало богословских школ в собственном смысле. Особенностью латинской школьной традиции являлось усиленное внимание к риторическому образованию. В церковной области основными задачами воспитания были вопросы церковной дисциплины и канонического права, а также практической подготовки пастырей. Интерес к теоретическому богословствованию был менее сильным; в этой сфере на Западе обнаруживается значительное влияние восточных отцов, в частности, Афанасия Великого. В связи с этим западная богословская школа характеризовалась преобладанием «практических» богословских дисциплин, на службу которым привлекалось латинское красноречие (eloquentia). Исследователям известны лишь отдельные попытки учреждения на христианском Западе духовных школ как учебных заведений. Древнейшим примером является училище клириков монастырского типа (monasterium clericorum), основанное Августином Блаженным в Гиппоне (около 396 г.). Приоритетным направлением было изучение риторики, что определяло выбор и характер образовательного направления в целом. Цель школы состояла в воспитании учеников для «нужд церкви» («utilitati ecclesiasticae erudire») и в подготовке священнослужителей. Впоследствии из школы Августина, имевшей характер специального церковного учебного заведения, вышли многие епископы, возглавившие епархии в Италии и Северной Африке. Другая попытка связана с именем Кассиодора, который, основав в 540 г. духовную школу при монастыре в своём поместье Вивориум в Брутии, пытался придать ей характер общеобразовательного учебного заведения; при этом он учитывал и опыт системы церковного образования, сложившейся на Востоке (в числе учебных пособий указывается переводной труд Юнилия). Однако эти частные инициативы не получили дальнейшего развития ввиду исторической ситуации в Западной Европе; в эпоху варваризации очаги образованности сохранялись лишь в отдельных монастырях.



 
PR-CY.ru