БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ - Страница 5

В целом Александрийская школа как богословское направление определила многие сущностные черты всего последующего православного богословия. К ней примыкают каппадокийские св. отцы. Влияние тайнозрительного богословия, характерного для ряда её представителей, несомненно, ощущается в «Ареопагитиках», в творениях Симеона Нового Богослова (около 949 – 1022 гг.) и поздневизантийских исихастов; основные богословские и мировоззренческие постулаты этой школы получили развитие в творчестве Максима Исповедника (около 580 – 662 гг.). Благодаря переводам Руфина Аквилейского и Иеронима Стридонского Александрийская школа оказала несомненное влияние и на становление средневекового западного богословия. Антиохийская школа в отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя её отдельные представители подвизались на поприще церковного учительства. Как богословское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV–V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александрийской школе. Различие этих школ (которое, однако, не следует преувеличивать) прослеживается исследователями по двум основным моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Преобладающее значение философии перипатетиков (в противоположность значению платонизма для Александрийской школы), порой подчёркиваемое исследователями, вряд ли имело место. Основатель Антиохийской школы Лукиан (ум. в 312 г.) был известен преимущественно своей критической работой над текстами Священного Писания; его редакция Септуагинты (так называемая «Лукиановская рецензия») получила широкое распространение в Сирии, Малой Азии и других эллинизированных областях Востока (за исключением Египта). Наряду с критическим исследованием текста Лукиан, как полагают исследователи, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании исследователям практически ничего не известно. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о котором сохранились самые скудные сведения. Вокруг Лукиана сплотилась тесная группа учеников (так называемые «солукианисты»), среди которых было несколько главных деятелей будущей «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Никомедийский, Астерий Софист и др.). Однако догматическая позиция ранних представителей Антиохийской школы не являлась однородной; среди них был и один из столпов православия в период Никейского собора Евстафий Антиохийский (ум. после 337 г.). Связующим началом общего богословского направления Антиохийской школы в первый период её существования был, как полагают исследователи,  только метод толкования Священного Писания.

 



 
PR-CY.ru