БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ - Страница 8

В области экзегезы антиохийские толкователи многим обязаны филологическим изысканиям Оригена, касающимся текста Священного Писания. У Афанасия Великого и Кирилла Александрийского (представителей «новоалександрийского направления») исследователи порой видят сближение с экзегетическим методом Антиохийской школы, так же как у Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского – с методом александрийских толкователей. После резкого и враждебного столкновения на Эфесском соборе в сфере христологии наблюдалась явная тенденция к примирению, которая нашла своё выражение в единении между Кириллом и «восточными» богословами (433 г.), а также в последовавшей богословской эволюции Феодорита Кирского. В определённой степени синтез христологических посылок двух школ осуществился в «Томосе» папы Римского Льва I Великого (13 июня 449 г.), который стал одним из главных источников Халкидонского вероопределения. Благодаря этому вероопределению наиболее ценные аспекты антиохийской христологии были органично включены в православную догматику, превратившись в её необходимый компонент. Благодаря творениям Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского лучшие стороны антиохийской экзегезы стали неотъемлемой частью православного Предания. Эдесско-Нисибинская школа существовала преимущественно как образовательный институт, который первоначально действовал в рамках богословской традиции неразделённой Вселенской церкви, но примерно с середины V в. стал служить нуждам несторианского учения, всё больше и больше укреплявшегося и завоёвывавшего ведущее место среди персидских христиан, принадлежавших к Церкви Востока. Истоки школы не прослеживаются достоверно, но исследователи считают очень вероятным, что одним из основателей её был Ефрем Сирин, который перебрался в Эдессу после захвата его родного Нисибина персами (363 г.). Другим основателем этой школы считается Киора (около 373 – 437 гг.), почитатель Феодора Мопсуестийского, начавший работу по переводам его произведений на сирийский язык. Покровительство и материальную поддержку школе оказывали эдесские епископы. При епископе Иве Эдесском (ум. в 457 г.) в школе стало преобладать крайнее антиохийское направление с пронесторианскими тенденциями, хотя здесь существовало и меньшинство сторонников Кирилла Александрийского.

 



 
PR-CY.ru