БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Понятие «богословская школа» предполагает два значения: образовательное учреждение и богословское направление, – не всегда одновременно присущие какой-либо школе. Сведения относительно становления церковного образования весьма скудные, исследователи только предполагают, что процесс этот проходил достаточно долго и медленно, причём далеко не всегда однородно в различных географических областях, определяясь своеобразием духовного и культурного «климата» того или иного региона. Новозаветная фраза «не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1) позволяет исследователям утверждать, что возникновение церковного учительства восходит к апостольским временам. Судя по «Дидахе» (9:1–2), к концу I в. существовало уже своеобразное служение учительства, причём часть (а может быть, и большинство) учителей-дидаскалов странствовали, переходя из одной христианской общины в другой; впрочем, в крупных общинах дидаскалы, вероятно, могли обрести постоянное место жительства. Служение дидаскалов порой тесно переплеталось со служением пророков и апостолов, но, как полагают исследователи, дидаскалы занимались преимущественно оглашением и наставлением в основах христианской веры. Во II в. учительство в церкви принимает несколько иной характер в связи с распространением христианства в образованных слоях общества Римской империи. Среди христиан появляются обращённые философы, такие как апологеты Аристид, Иустин Философ, Афинагор. Пользуясь возможностями своей профессии, которая давала право преподавать философию, они под личиной этой науки учили христианскому любомудрию. Одну из таких частных школ открыл в Риме Иустин Философ, а также, возможно, Афинагор в Александрии. Но эти школы, как полагают исследователи, существовали непродолжительный период, и в какой мере они могут считаться церковными заведениями, исследователям сказать трудно. В первые два века земного бытия церкви вряд ли можно говорить о достаточно чётко оформившихся богословских течениях. Появление Александрийской и Антиохийской школ изменяет ситуацию. Александрийскую школу исследователи рассматривают, прежде всего, как образовательное учреждение и в меньшей степени как богословское направление. Оба этих аспекта деятельности данной школы определяются спецификой исторического развития христианства в Александрии – ведущем культурном центре Римской империи, где наиболее интенсивно происходил процесс слияния и смешения различных культурных традиций и мировоззрений, характерный для эпохи эллинизма и поздней Античности. Наличие здесь мощной иудейской диаспоры (представляющей так называемый эллинизированный иудаизм), сильных и разветвлённых философских школ (среди которых можно исследователи выделяют школу зарождающегося неоплатонизма в лице Аммония Саккоса) и значительного числа учёных, приезжавших работать в Мусейоне, ставили Александрийскую церковь в особые условия, тем более, что среди новообращённых в христианство было значительное число людей образованных.

 



 
PR-CY.ru