БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ - Страница 4

Привлекает внимание исследователей то, что у некоторых деятелей Александрийской школы (например, у Климента и Оригена) «умозрительный аспект» христианского миросозерцания часто выступал на первый план, и само христианство представлялось, прежде всего, в качестве всеобъемлющего и единственно истинного любомудрия. Что же касается иносказательного (а точнее, духовного) метода толкования Священного Писания, то он частично восходит к традиции эллинизированного иудаизма (Аристовула и особенно Филона Александрийского). Однако у александрийских богословов данный метод претерпел кардинальное преображение и, прежде всего, стал органично сочетаться со специфично христианской типологической (прообразовательной) экзегезой, которая ставила своей задачей показать единство Ветхого и Нового Заветов (события и личности первого суть «типы», предвосхищающие события и личности второго). Именно типология была объединяющим началом различных экзегетических традиций Александрийской и Антиохийской школ и лежала в их основе. Склонность к духовно-иносказательному методу у александрийцев во многом определялась их общим представлением о богодухновенности Писания, не содержащего никаких обыденных слов и выражений, а потому таящего под покровом «телесности букв» сокрытый духовный смысл. Поэтому в Библии иногда выделялись три смысловых уровня: телесный (буквальный, исторический), душевный (нравственный) и духовный (мистический), но чаще подразумевались только два смысла: буквальный и духовный. Предпочтение обычно отдавалось последнему, хотя и смысл буквальный отнюдь не оставался в пренебрежении. Наконец, своеобразные черты христологии представителей Александрийской школы, и прежде всего, «асимметричность» этой христологии (признавая наличие во Христе двух природ – Божества и человечества, а также их полноту, александрийские богословы больше акцентируют значимость Божественной природы и особенно подчёркивают тесное единство обоих естеств Христа), появляются уже сравнительно поздно и присущи в полной мере Кириллу Александрийскому. Характерные черты богословского мировоззрения Александрийской школы претерпели определённое изменение у Афанасия Великого и Кирилла Александрийского (иногда их объединяют в так называемое «новоалександрийское направление»). Отсутствие серьёзной угрозы со стороны языческой философии, уже вступившей в стадию угасания, позволило им уделять полемике с ней сравнительно мало места в своих творениях. Крайности духовно-иносказательного толкования, встречающиеся иногда у Оригена и Дидима Слепца, явно смягчаются у этих двух святителей. Основной акцент в их богословии перемещается на проблемы триадологии, христологии и сотериологии, не столь активно решаемые представителями «старой» Александрийской школы, но ставшие наиболее актуальными в IV–V вв.

 



 
PR-CY.ru