БОГОСЛОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ - Страница 2

Поэтому не случайно именно в Александрии появляется «огласительное училище» или «катехизическая школа»; возникнув первоначально как школа, предназначенная для наставления язычников и «оглашенных» в основах христианской веры, она постепенно превратилась в своего рода богословскую Академию. Возникновение и начальный этап существования школы практически не освещаются письменными источниками, но, по преданию, основана она была апостолом Марком. Об этом свидетельствует Иероним Стридонский, утверждающий, что в Александрии, «по некоторому древнему обычаю, со времён евангелиста Марка всегда были церковные учители (ecclesiastici doctores)». Некоторое время в Александрии преподавал один из ранних греческих апологетов Афинагор (вторая половина II в.), но было ли его преподавание связано с деятельностью «огласительного училища» или некой частной философско-христианской школы, исследователям неизвестно. Преемственность руководителей (дидаскалов) этого училища наблюдается с конца II в., хотя хронология их деятельности далеко не всегда устанавливается точно. Первым из известных дидаскалов Александрийской школы был Пантен (конец II в.), не только яркий наставник, но и талантливый проповедник и миссионер; за ним следуют: Климент Александрийский (около 200 – 202/203 гг.), Ориген (203–231 гг.), Иракл (231–232 гг.) и Дионисий (232 – 264/265 гг.; занимавшие позднее Александрийскую кафедру), Феогност (265–280 гг.), Пиерий (около 280 г. – начало IV в.), Александрийский епископ Пётр (ум. в 311 г.), Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (около 345 – 398 гг.) и Родон (около 398 – 405 гг.). Наивысшего расцвета Александрийская школа достигла при Оригене, который привлёк к себе множество учеников. Дидаскалы школы пользовались большим влиянием в Александрийской церкви и иногда имели помощников (наподобие ассистентов при профессорах); по крайней мере, такой помощник (в лице Иракла) упоминается у Оригена. Программа обучения в школе периода её расцвета включала, по мнению исследователей, три этапа: круг общеобразовательных предметов; философию, где изучалась совокупность философских систем; богословие, в котором центральное место занимала экзегетика, но, возможно, преподавался также и курс своего рода «систематического богословия». Полный срок обучения продолжался, как полагают исследователи, пять лет, причём изучение наук находилось в тесной связи с воспитанием («гносис» не отделялся от «практики»). При Клименте и Оригене школа имела и ярко выраженный миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.

 



 
PR-CY.ru