БЕСООДЕРЖИМОСТЬ - Страница 4

В «Патериках», житийных сборниках поучений и назиданий «отцов пустыни», как правило, не акцентируется тема колдовства и вовсе не встречаются свойственные фольклорным источникам красочные описания «беснований». Многочисленные упоминания об изгнании бесов носят более нравоучительный или аллегорический характер. В разных редакциях передаётся эпизод, когда известный высотой духовной жизни пустынник приглашается для изгнания беса из дочери знатного горожанина. Нечистый дух ставит условие: «Не выйду из неё, пока не скажешь мне, кто праведные, а кто грешники». Пустынный старец отвечает: «Что касается грешников, то это я, а кто праведники – один Бог ведает». Бес после этих слов покидает одержимую. В другом сюжете бесноватая набрасывается на старца, а тот по заповеди Господней подставляет другую щёку. «За смирение твоё выхожу!», – кричит изгоняемый демон. «Не страх, а презрение является подлинным христианским отношением к бесам». Средневековье, особенно в странах Запада, изменяет простое, строгое, «трезвенное» отношение к демонизму, присущее неразделённой церкви. Пробуждается острый, до патологического привкуса смакования интерес к проявлениям зла. Он совпадает с упадком нравственности и развитием оккультизма в виде расцвета астрологии и алхимии. Это жгучее любопытство окрашено фольклорно-языческими суевериями и являет собой не что иное, как реализацию корыстных, властных, эротических и горделиво «учёных» мотиваций личностей. В этот период появляются такие произведения, как одиозный «Молот ведьм» Якоба Шпренгера и Генриха Инсисториса, сочинение Иоганна Вира «Псевдомонархия демонов», подробно описывающее инфернальную иерархию, трактат Петра Тирского «О демониаках». Детально объясняется механизм овладения телом человека: демоны входят в рот с едой и питьём (отсюда обычай крестить рот при зевании). Перечисляются основные физические признаки одержимости: ужасное лицо (horribilis vultus), дикий голос (barbara voces), оцепенение членов (memborum stupor), общее беспокойство (summa inquentudo), силы, превосходящие человеческие (vires humanes superiores). Присущий католической богословской традиции принцип логического «юридизма» здесь выступает как тенденция к систематизации и каталогизации демонических ухищрений. Экзорцизм становится почитаемым видом деятельности некоторых клириков, публикуются инструкции, обобщающие опыт преуспевших профессионалов. Ритуал изгнания бесов описывается в них подчас как остроумный диалог собеседников, затрагивающий философские и богословские вопросы. «Престижным» считалось обмануть, переиграть беса; загнать демона в ад, не позволяя ему войти в другое существо. Среди «приёмов» – выяснение имени злого духа и последующее произнесение его с опусканием букв, начиная с первой. При этом «технические» навыки были приоритетными по сравнению с нравственным обликом экзорциста.

 



 
PR-CY.ru