БЕСООДЕРЖИМОСТЬ - Страница 7

Николай Васильевич Краинский в статье «Порча, кликушество и беснование» выделяет характерный симптом указанных расстройств – «боязнь святостей». Автор рассматривает подобные явления как «особый вид сомнамбулизма и отмечает отсутствие у страдающих истерического склада личности. Вместе с тем указывается на связь с проблемами половой жизни». Исследования кликушества (П. Любимов, А.П. Петров) рассматривают как эпидемический характер подобных явлений, например, массовую истерию («икотку»), так и описания отдельных случаев (см., например, статью В.М. Никитина «К вопросу о кликушестве»). Видный русский психотерапевт Ардалион Ардалионович Токарский в 1904 г. написал обстоятельную работу «Отчитывание больных в настоящее время». Он выделяет два подхода, существовавших в церковной практике. Первый («путь чудесных исцелений, хотя и ожидаемых, но не предвиденных», здесь нет «терапии») рассматривается им как подлинно отвечающий духу Евангелия. Автор указывает на опасность второго пути, представляющего «попытку установить определённые приёмы, стремление создать нечто вроде божественной терапии, пользуясь которой можно заранее рассчитывать на чудо. Речь идёт не о силе веры, не о внутреннем мире и не о действенности чудотворных икон, но о предвиденных результатах самого отчитывания». Указав два основных признака бесоодержимости (знание сокровенного и ненависть к священному), автор отстаивает принципиальный тезис: «Религиозное чувство должно быть соединено с идеей о Боге, но если оно связывается с объектами реальными и не имеющими символического характера, возникает возможность идолопоклонства и суеверия». Завершает работу ряд практических рекомендаций, предлагаемых священнослужителям: «Молитвы о больных должны читаться правильно, во время службы. Чтение должно производиться в алтаре, без восклицаний. Больные, у которых в церкви делаются припадки, должны быть выносимы на носилках». На протяжении XX в. вопрос о бесоодержимости рассматривался на Западе с различных точек зрения, выделение определённых тенденций оказывается затруднительным. В книге Уэйна Эдварда Оутс «Религиозная забота о психиатрическом пациенте» описываются психиатрические синдромы у религиозных личностей, в число которых включаются демонические овладения. Интерпретация данных состояний осуществляется посредством психологического инструмента – 280-пунктового опросника, с помощью которого обнаруживается корреляция между гордыней в духовной сфере и заболеваемостью шизофренией. В «Британском журнале психиатрии» в 1994 г. помещена статья А. Хейла (в соавторстве) «Устойчивая к экзорцизму бесоодержимость, излечённая клопентиксолом». В ней описан клинический случай одержимости у 22-летнего юноши, подтверждаемый как представителями церкви, так и врачами. При этом проведённый ритуал экзорцизма оказался неэффективным.

 



 
PR-CY.ru