Словарь по христианству Б БЕСООДЕРЖИМОСТЬ

БЕСООДЕРЖИМОСТЬ

БЕСООДЕРЖИМОСТЬ – состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь. Такое состояние традиционно обозначается понятиями «порча», «одержимость», «бесноватость». По вероучению православной церкви, бесы (демоны, черти) представляют собой нематериальные сущности, движимые мотивацией безусловного зла. Их происхождение относится к метаисторическому событию, когда определённое число ангелов (треть, по некоторым святоотеческим толкованиям) во главе с первотварным ангелом Люцифером отпало от полноты благости Творца. Попущением Промысла с этого времени зло входит в мир в качестве активного начала, личностно представленного деструктивными, паразитирующими на подлинном творчестве и склонными к обману персоналиями. Их целью является соблазн, искривление духовного пути человеческой личности. Падшие духи в Священном Писании именуются духами нечистыми (Мф. 10:1); духами злобы (Еф. 6:12); бесами и демонами (Втор. 32:17; Лк. 8:30); согрешившими ангелами (2 Петр. 2:4); не сохранившими достоинства (Иуд. 6); обольстителями (1 Тим. 4:1). Согласно книге Бытия, зло входит в мир в персонифицированном образе змея-искусителя, как воплощение дьявола. Василий Великий так изъясняет происшедшую драму грехопадения: «Для диавола была несносна наша беспечальная жизнь в раю, движимый завистью к ней, он приведён во вражду с нами; ибо как сам – низринутый из ангелов, – он не мог равнодушно смотреть, как земнородный (человек) возвышается до ангельского достоинства, потерянного им» (Quod Deus non auctor malorum). В прологе Книги Иова описан диалог Творца с сатаной, чьей целью является искушение праведника с перспективой отчаяния и богоотречения последнего. Сатана получает ограниченную силу, позволяющую ему разрушить земное благополучие и физическое здоровье Иова. Однако праведник, пройдя сквозь глубину страданий, усугублённых отступлением жены и непониманием друзей, остаётся верным Богу. Злой дух овладевает царём Саулом (1 Цар. 16:14–16); в неканонической Книге Товита упоминается злой дух Асмодей, которого связывает архангел Рафаил, чтобы тот не мог умертвить мужа и препятствовать замыслу Божию. В таргумах содержатся свидетельства о том, что «царь Соломон изобрёл науку заклинать злых духов». Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах изгнания Спасителем бесов из одержимых ими людей. Эти описания имеют характер, признаки и значение чудес, сопоставляемых с воскресением мёртвых (слова Иисуса Христа апостолам: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте» – Мф. 10:8). Не всегда ученики могли справиться с изгнанием, в одном случае это потребовало вмешательства Божественного Учителя, поясняющего, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

 



 
PR-CY.ru