АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 16

В VIII в. католикос Ованнес III составил «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно-канонической традиции Армянской апостольской церкви. В корпус вошли правила первых трех Вселенских соборов и Поместных соборов Армянской церкви, 32 правила о морали, церковных праздниках, обрядах и литургии. Корпус канонов Ованнеса III был утвержден на Соборе в Двине в 719–720 г. (претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» Армянской апостольской церкви окончательно оформилась в XVII в., включив около двух тысяч церковных правил). В конце XII в. армянский ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» («Судебник»). В этом труде, пользовавшемся большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Около 1265 г. появился «Судебник» Смбата, в котором юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный армянский язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и государственного права. Временем наивысшего расцвета средневековой армянской культуры считается эпоха царства Багратидов (конец IX – середина XI вв.). К X в. относится творчество Григора Нарекаци, создавшего книгу молитв «Нарек». С 862 г. армянские князья из династии Багратуни добились автономии в составе халифата, а в 886 г., после перерыва в четыре с половиной столетия, Армения вновь обрела государственную независимость, когда Ашот I Багратуни (886–890 гг.) был возведен на царство. Константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886 гг.), находивший в Армении сторонников халкидонского вероучения, добивался от армян его принятия, однако вскоре армяне вернулись к прежним воззрениям. В этот же период пережили новый подъем византийско-армянские отношения. Византийский император Василий I Македонянин и его наследник Лев VI Мудрый признали возрожденное Багратидами армянское государство. Из Византии в дар царю Ашоту была прислана частица Животворящего Креста. Двин, с V в. служивший официальным местопребыванием предстоятелей Армянской апостольской церкви (хотя некоторые католикосы могли иметь резиденции и в других городах), пришел в полный упадок после землетрясения 893 г. и разорения арабами в начале X в. Католикос Ованнес V был взят в заложники, а после освобождения сменил несколько мест своего пребывания и скончался в 928 г. в монастыре Дзораванк (близ оз. Ван). С этого времени на протяжении более чем двух веков центр Армянской апостольской церкви постоянно перемещался по различным городам Армении. Преемники Ованнеса V, католикосы из рода Рштуни – Степанос II, Теодорос и Елише I, управляли церковью из монастыря Ахтамар (о-в на оз. Ван). В 40-х гг. X в. католикос Анания решил перенести кафедру в новую столицу царства Багратидов г. Ани, однако еще в течение полувека (пока там не были построены дворец и собор), он проживал близ Ани, в Аргине. Со времени переноса резиденции католикосов из Ахтамара в Аргину епископы Ахтамара под влиянием армянской царской династии Арцруни, правившей в Васпуракане, заявляли свои притязания на особые права в иерархии Армянской апостольской церкви. Их особое положение окончательно закрепилось в 1114 г., когда епископ Ахтамара Давид Торникиан провозгласил себя патриархом и католикосом Армении. Несмотря на то что Давид был осужден, после примирения Ахтамара с Армянской апостольской церковью (начало XV в.) за епископами этой кафедры сохранился титул католикосов.

 



 
PR-CY.ru