АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 13

В области догматики греческий иерарх считал достаточным для воссоединения признание армянами следующих пунктов: 1) IV Вселенского собора; 2) анафемы Евтихию, Диоскору, Севиру и всем монофизитам и теопасхитам, признающим смешение и слияние двух естеств во Христе; 3) неслиянного, непреложного и неизменного соединения в едином Лице Богочеловека двух естеств с невредимым сохранением свойств каждого; 4) пребывания бесстрастным Божества воплощенного Слова; 5) под традиционной армянской формулой «одно естество» подразумевается «не что иное, как то, что разумеет кафолическая Церковь под словами «два естества», т.е. нераздельное и неслиянное единство Божества и человечества»; 6) оставляя это традиционное выражение, «как более свойственное их языку и как издревле освященное их Церковью в богословских и поучительных сочинениях, равно как и в церковных их песнопениях», они не осуждают греческое, а точнее, соборное выражение и признают его благочестивым и православным. В отношении обычаев армян возможно, по мнению митрополита Григория, ограничиться «письменным удостоверением в том, что с этими обычаями они не соединяют еретического смысла». В углубленное изучение традиций, истории и современной практики Армянской апостольской церкви и других нехалкидонских церквей большой вклад внесла деятельность митрополита Антония (Вадковского), епископа Порфирия (Успенского), В.В. Болотова и других русских ученых. Новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после второй мировой войны. На Всеправославном совещании на о-ве Родос (1961 г.) было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения православной и дохалкидонских церквей. В ходе многочисленных неофициальных консультаций представители Армянской апостольской церкви сделали ряд докладов: «Доктрина о лице Иисуса Христа в Армянской Церкви», «Христология в литургической традиции Армянской Церкви», «Историко-богословское обозрение анафематствования Армянской Церковью IV Вселенского Собора». И хотя «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами (Шамбези, Швейцария, 23–28 сентября 1990 г.) – важнейший документ, появившийся в результате трех десятилетий переговоров, – констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. по результатам обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994–1997 гг.), приветствовав «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», принял, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Выразив надежду на то, что эти формулировки «будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции», Собор поручил синодальным структурам разработать план научных мероприятий, способных «содействовать ознакомлению духовенства и верующих нашей Церкви с проблематикой и развитием богословского диалога с Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими)».

 



 
PR-CY.ru