АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 11

 

3) отвергая обвинение в монофизитском смысле добавлений к Трисвятому и объясняя появление в нем союза «и» требованиями благозвучия, а добавления «распныйся за ны» (учитывая его наличие уже в древнейших греческих книгах, армяне готовы во избежание всякого подозрения воспевать Трисвятое так: «Святый Боже, Святый и Крепкий, Святый и Бессмертный, воплотивыйся и распныйся за ны, помилуй нас»); 4) расхождения в праздновании Рождества, Благовещения и Сретения армянская сторона объясняла древностью традиции, но, не видя в ее изменении «ни избытка, ни ущерба вере Христовой», согласилась принять греческую практику, предупредив о трудностях в связи с укоренением древнего обычая; 5) употребление для священнодействия мира оливкового масла войдет в обычай, если этот продукт легко будет доступен «в северной полосе»; 6) указывая, что освящение опресноков есть древняя традиция, хранимая и в Риме, армяне советуют грекам «войти в соглашение с апостольской кафедрой Петровой и восстановить таким образом закон любви», а вместе с тем принять и этот обычай; сами они в свою очередь готовы примешивать воду к чистому вину; 7) практику, когда во время совершения богослужений христиане находились не внутри храма, а вне его, сами армяне называют злоупотреблением, вызванным лишь недостатком церквей; 8) вслед за IV Вселенским собором с любовью будут приняты и последующие, когда в Армении станут известными их деяния; 9) в ответ на требование подчинить избрание католикоса воле императора армянская сторона просит «обручить армянскому патриарху Антиохийскую кафедру», утверждая, что «коль скоро патриарх наш воссядет одесную императора ромейского Антиохийским первосвятителем, чрез него к вам обратятся все надежды, доверие и согласие всех армян». Со своей стороны, армяне просят о выполнении ряда своих требований, среди которых – совершение Евхаристии на опресноках и запрет употребления во время поста клириками и мирянами рыбы и вина. В Византии для армян, желавших присоединиться к православной церкви, был выработан особый чин принятия. Его древнейший известный текст включает Миропомазание и анафематствование всех ересей: Ария, Нестория, Евтихия с Диоскором и Севиром, «дерзнувших внести смешение в Церковь и признавать плоть, которую воспринял от нас Сын Божий, нетленною и не подобострастною нам», отвергающих Халкидонский собор «и не говорящих, что Христос – два неслиянных и нераздельных естества», «вводящих единое естество и единое естественное хотение и единое действие Спасителя», «не поклоняющихся честным и святым иконам, ни самому образу Животворящего Креста прежде, чем не освятят, как они говорят, крещением». Иконоборческие тенденции проявлялись в Армении, в основном, в приграничных с Византией областях, где с середине IX в. иконопочитание воспринималось как «ромейский» обычай, но уже в начале XII в. в трудах Ованнеса Саркавага окончательно формулируется положительное отношение Армянской апостольской церкви к иконам, «признающих Божество страдавшим на кресте и не исповедующих, что Один и Тот же был страдавшим по восприятию и бесстрастным по Божеству», «вводящих к трисвятой песне хульное прибавление Петра Гнафея и говорящих: Святый Бессмертный, распныйся за нас», «по иудейскому обычаю» употребляющих при священнодействии опресноки и совершающих жертвоприношение животных (матах), а также вводящих другие посты и допускающих сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье и мясную – в Неделю сырную. Имеются отдельные свидетельства и о практике перекрещивания переходящих в православие армян, что, возможно, являлось результатом временного ужесточения или реакцией на аналогичную практику Армянской церкви по отношению к халкидонитам, принятую при католикосе Анании Мокаци (946–965 гг.).

 



 
PR-CY.ru