Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 4

Происхождение государства мыслители объясняли по-разному: и как общественный договор, где используется понятие «естественного закона» как представление о справедливом, и как идея, например, у Гегеля. «Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя этого действительного Бога», – писал Гегель в книге «Философия права». Таким образом, идея государства и идея Бога зачастую были неразделимыми.

Согласно Конституции РФ, Церковь и государство в нашей стране разделены, но как любят выражаться церковные иерархи, Церковь не может быть отделена от общества. Она защищает интересы общества перед лицом государства, отстаивая свои представления о справедливости, основанных на религиозных ценностях. Эти представления и ценности разделяют не все граждане, отсюда и возникают сложности как в межличностном, так и в ином отношениях. Государство признает, что личные религиозные предпочтения – это личное дело каждого гражданина, тем более это касается граждан, облаченных государственной властью. Но если даже представители высшей государственной власти посещают храмы и осеняют себя крестным знамением во время богослужения, то это не воспринимается народом как их личное дело, а как протекционизм государства традиционной для страны конфессии. И на практике получается, что де-юре государство в России отделено от Церкви, а де-факто – нет.

Но это кажется странным с точки зрения государства, в основу идеологии которого положено атеистическое мировоззрение, которое и выступает в качестве государственной религии. Строго говоря, государственная религия – это религиозная идеология и деятельность, утвержденная государством в качестве обязательной или наиболее предпочтительной для подданных нормы публичной религиозной жизни. Здесь религиозные ценности совмещаются с государственными, образуя единое мировоззрение. Классический образец такого мировоззрения был развит в форме так называемого «римского мифа», который устанавливал, что город-государство Рим находился под опекой особого гения (гений – это родовое божество семейного культа римлян, обожествленный основоположник рода и в дальнейшем – дух-покровитель человека). Объектом сакрализации в государственной религии выступают государство и его институты: органы власти, законы, границы, символы и т.д. Многие атеисты в нашей стране считают для себя сакральным понятие «государство», но если им сказать, что они тем самым проповедуют государственную религию, то они не согласятся с таким утверждением.

При авторитарных политических режимах обожествленной фигурой, стоящей в центре государственной религии, является диктатор (например, Гитлер в нацистской Германии). В большинстве случаев в своих истоках такие религии не были связаны с деятельностью государства, исторически возникая как культ предков или некоего божества. На определенном историческом этапе они попадают в поле функционирования государства и провозглашаются государственной религией. Таков, например, путь превращения христианства в государственную религию Римской империи, ислама – в государственную религию многих средневековых арабских стран. Более того, даже в новейшей истории ислам стал государственной религией Ирана. Государство само выступает субъектом признания религии в качестве государственной, иначе говоря – заинтересовано. Английский философ Томас Гоббс как-то высказался, что религия – это то, что признается государством, а что не признается – это суеверия.

 



 
PR-CY.ru