Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 9

Брак мыслился как главное и необходимое условие сохранения непрерывности семейного религиозного ритуала. Человек, не оставивший сына, лишал семейных божеств молитвенных приношений, и семейный культ угасал вместе с очагом семьи. Поэтому главной задачей человеческой жизни становилось продолжение рода ради продолжения культа. Безбрачие рассматривалось как грубое нарушение религиозного закона, подлежащего наказанию. Отсюда же проистекает и древняя брачная мораль, предполагающая нерасторжимость брачных уз и строгий запрет прелюбодеяния. Сын, рожденный вне религиозного брака, не мог наследовать семейный культ.

Религиозную основу имело и первоначальное право земельной собственности, выросшее из права на землю вокруг алтаря-очага и семейной могилы, ограниченной священными межевыми знаками. Считалось, что это – пространство божества, охраняющего дом. Даже более поздние римские «Законы XII таблиц» говорят о частной земельной собственности как о «поле, окружающем могильный холм». Право наследования земельной собственности было составной частью обязательства по поддержанию наследственного культа семьи. Вследствие этого отречение от наследства по греческим законам было вообще недопустимым, а в римском праве появилось довольно поздно. Но даже в позднеантичный период купля-продажа земли обязательно сопровождалась религиозной церемонией, тогда как сделки, связанные с движимым имуществом, никакой религиозной санкции не требовали.

Религиозные начала, служившие внутри семьи, при их расширении определяли характер социальной организации более высокого уровня. Когда божество какой-либо семьи представлялось более могущественным вследствие ее процветания, другие семьи также стремились приобщиться к этому культу, заключив с данной семьей религиозный союз. Так складывалась гражданская община, объединявшая в себе несколько семейных культов по иерархическому принципу, и этот процесс можно проследить во многих древних цивилизациях. Группа семей, связанных единым культом, составляла первичную гражданскую единицу. У греков она называлась фратрией, у римлян – курией. Семья, согласившаяся поделиться своим божеством, оставляла за собой право наследственного жречества. Именно из ее состава выходили фратриархи и куриалы, власть которых была аналогичной власти отца в семье.

Группа фратрий или курий создавала новый религиозный союз – трибу, у которой были общие религиозные церемонии: священная трапеза у алтаря курии или фратрии и ежегодный праздник в честь божества трибы. Они способствовали установлению между членами этих религиозных союзов нерасторжимую связь. Во время войны каждый имел своим соседом в бою того, с кем совершал жертвоприношения на одном алтаре. Поэтому войско в период ранней античности делилось по семьям, куриям и трибам. Более того, каждый воин должен был знать своего противника, чтобы случайно не убить родственника по религиозному культу. И война в то время представляла собой цепь поединков, а не то, что можно сегодня увидеть на кино- или телеэкране. В царском Риме по куриям распределялись также голоса на народных собраниях.

 



 
PR-CY.ru