Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 2

В развитии любого социального движения можно выделить четыре стадии: а) социальное беспокойство, б) всеобщее возбуждение, в) формализация и г) институционализация. На первой из них люди действуют непредсказуемым, беспорядочным образом. На второй стадии возникают более определенные представления о том, что надлежит делать для решения возникших проблем. На стадии формализации движение становится четко организованным с помощью различных правил и дисциплины. На завершающей стадии образуется организация с определенным уставом и структурой. Движение, организованное сверху, сразу становится формальной организацией. На стадии институционализации движение превращается в социальный институт. Все социальные институты имеют надындивидуальный характер. Церковь и является одним из важнейших социальных институтов, имеющих не только надындивидуальный, но и надприродный характер.

Как социальный институт Церковь не может не вступать в определенные отношения с обществом и государством. Поскольку все верующие являются гражданами того или иного государства или подданными того или иного правителя, то на них тоже распространяются принятые законы и моральные нормы. Церковь занимается той или иной хозяйственной или культурной деятельностью, иначе говоря, является хозяйствующим субъектом, поэтому государство вправе облагать налогом любой вид деятельности Церкви. Иначе обстоит дело с внутренним управлением церковной организации. Государство не вправе вмешиваться в обрядовую сторону ее жизни, не вправе назначать и снимать с должности представителей клира, вносить изменения в ее вероучение. Все это регулируется иным законодательством, которое называется каноническим (или церковным) правом. Со своей стороны Церковь вправе рассчитывать на защиту со стороны государства своего имущества и безопасности членов общины именно потому, что они являются гражданами государства.

Иное отношение к Церкви – мистическое. В таком случае она воспринимается как Богочеловеческий организм. С общепринятой в христианстве точки зрения Церковь как Богочеловеческий институт была основана Иисусом Христом, а началом отсчета церковной истории считается день Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Однако такое понимание сложилось в христианстве не сразу, и существующие с I в. христианские общины оформились в четкую и строгую церковную структуру тоже далеко не сразу. Сложным был и процесс размежевания ранней христианской Церкви с иудейской общиной, к которой принадлежало большинство ее первых членов. Данный вопрос также требует отдельного рассмотрения, и без этого невозможно понять, почему ветхозаветная религия считается лоном христианства, хотя само понятие спасения в Новом завете принципиально отличается от ветхозаветного.

В частности, иудаизм признает спасение невозможным без государственного объединения и покровительства, и не случайно появлялось много течений как в христианстве, так и в иудаизме, призывающих к спасению не в том мире, а в этом. И слова Христа «Царство Мое не от мира сего» часто забываются или неверно трактуются. С логической точки зрения понятие «христианское государство» – сочетание несочетаемых понятий. Тем не менее, христианство существует не в загробном мире, и его члены так или иначе вынуждены взаимодействовать с иными социальными структурами, в том числе и с государством.

 



 
PR-CY.ru