Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 3

Исторически сложившиеся отношения между Церковью и государством в разные эпохи их существования являются предметом рассмотрения отдельной области знания, которая так и называется – государственно-церковные отношения. Сама постановка данной проблемы возможна только в рамках христианства, поскольку в иудаизме, индуизме, исламе и ряде народно-национальных религий религиозная община и государство тождественны, при этом государство понимается как внешняя организация этой общины. Исключение составляет буддизм, потому что одной из основных его черт является принцип ненасильственного правления, и государь, поворачивающий колесо сансары, воспринимается как идеальный вселенский правитель. В христианстве государство и Церковь имеют различные онтологические основания, т.е. предполагают разные фундаментальные принципы бытия и категории сущего, что и породило проблему взаимоотношения Церкви как мистической общности верующих и государства как носителя легитимной власти в обществе. Историческая традиция выделяет несколько этапов этих взаимоотношений, и мы обязаны будем их рассмотреть именно в историческом аспекте.

Понятие «государство» включает в себя общность людей, объединенных общей территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами. Без строго очерченной и фиксированной территории нет единого государства. Территория – это фиксированное и охраняемое политическое и правовое пространство, на которое распространяется власть государства. Власть – это политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта власти, центр и источник власти, определенное оформление властных отношений (т.е. законы). Государство имеет право заставлять подчиняться всех, кто живет постоянно или временно на данной территории, общепринятым нормам и законам. Вместе с тем оно должно создавать всем, живущим на его территории, необходимые условия для жизни, обустраивать свою территорию. Для этого создается промышленность, выпускаются товары и т.д. Ведь известно, что чем больше товаров продается, тем богаче становится государство, тем выше уровень жизни его граждан. Одновременно государство должно заботиться и о духовной сфере, создавая для этого соответствующую базу, т.е. школы, институты и т.д., развивая науку и технику. Публичная власть включает в себя армию, которая обязана охранять границы и территориальную целостность государства, полицию (или милицию), следящую за общественным порядком и безопасностью граждан, государственный аппарат, суд, прокуратуру и т.д. Налоги необходимы для содержания публичной власти, выполнения тех или иных государственных программ.

Государство не может не заниматься экономическими вопросами общества и все должно делать для защиты национального суверенитета, соблюдать права каждого гражданина, создавая необходимые условия для проявления его духовных и физических потенций, воспитывать граждан в духе любви к Родине, к национальным традициям и обычаям. В этом отношении цели и задачи государства и Церкви во многом совпадают, но разница в том, что могут быть разными представления о духовных потребностях, правах и обязанностях граждан. Разными могут быть и представления о национальных традициях и обычаях, а также общие мировоззренческие установки членов общины и тех, кто ими не является.

 



 
PR-CY.ru