Тема 6. Церковь и государство в Европе в XIII–XVII вв. - Страница 21

Сменивший его Антонио Гислиери под именем Пия V, до избрания папой занимал пост Великого инквизитора и отличался еще большей жестокостью и лютостью. В течение всего своего понтификата он занимался только казнями и пытками. Его жестокостям попустительствовали и такие защитники католицизма, как монархи Филипп II в Испании, Карл IX во Франции, а также герцог Альба во Фландрии. В частности, Пий V восстановил декреты, обязывавшие врачей вызывать священников к больным богатым людям, но если они не исповедовались в трехдневный срок, то в помощи Церкви им отказывалось. Поэтому считается, что смерть Пия V на 68-м году спасла жизнь многим протестантам.

Папа Григорий XIII был человеком просвещенным, а по сравнению с Пием V – сама добродетель. Однако он рьяно поддерживал контрреформацию, устроил даже торжества в Риме по поводу Варфоломеевской ночи. С целью распространения католицизма он создает сеть университетов в Европе во главе с иезуитами и организует систему нунциатур, т.е. постоянных представительств Ватикана в других странах. Естественно, представитель, т.е. нунций, кроме наблюдения за деятельностью католической Церкви в этой стране, выполняет еще дипломатические шпионские функции. Григорий XIII вновь вспомнил о России и с целью распространения там католичества в 1581 г. отправил туда иезуита Поссевина. Впервые была отправлена миссия иезуитов и в Японию. Одновременно папа интриговал против английской королевы – еретички Елизаветы, направив в Ирландию своих ставленников для организации восстания против Англии, в 1582 г. Кроме того, Григорий XIII провел реформу юлианского календаря, названного в его честь григорианским.

Последним папой XVI в. стал кардинал Ипполит Альдебрандини. Свою деятельность под именем Климента VIII он начал с борьбы против Генриха IV. Несмотря на то, что король Франции отказался от гугенотов, он не был прощен папой, и его жизни неоднократно грозила смертельная опасность. В конце концов, Генрих IV был прощен и принял унизительные для себя условия реабилитации за счет притеснения протестантов, подписал указ о возвращении иезуитов во Францию. Однако члены парламента поставили условие, что иезуиты изменят название ордена и его устав. В конце XVI в. папа все же отдал предпочтение менее радикальным доминиканцам, однако служители ордена иезуитов отравили за это своего бывшего благодетеля.

5. Церковь и государство в Европе в XVII в.

XVII век в целом можно характеризовать как неудачный для Ватикана. На папском престоле, как правило, восседали безынициативные и порочные люди, мечтавшие только об обогащении и земных утехах. Всю политику осуществляли иезуиты, уже достаточно скомпрометировавшие себя в Европе. С середины XVII в. религия из сферы общественных отношений все больше оттеснялась в личную жизнь. Прогресс ставит Церковь в оборонительную позицию. В Европе протестанты добиваются равноправия с католиками, примат папы поколеблен, и в религиозной сфере четко обозначились четыре направления: 1) католическое, безоговорочно поддерживаемое Италией, Испанией и Португалией; 2) направление, допускавшее сосуществование католичества и протестантизма (во Франции, Германии, Венгрии); 3) протестантское, не поддерживающее никаких связей с папством и получившее название англиканской Церкви; 4) православие (в России и на Балканах).

 



 
PR-CY.ru